№5|2010
PROBLEMS, PERSPECTIVES
bbk 000000
UDC 377.3:628.1.2
Raising the Level of Personnel’s Skill of Dispatching Services of the SUE Vodokanal Sankt-Peterburga
Summary
Issues of the creation of the system of training and raising the level of operative-dispatching staff’s skill at enterprises of the city water supply and sewerage services are considered. The experience of the SUE Vodokanal Sankt-Peterburga in creation and development of such system on the basis of modern information technologies is described.
Key words:
dispatching services , training plans , water supply system , emergency situations , automated training courses
Безопасность, надежность и эффективность функционирования городских систем водоснабжения и водоотведения, наряду с другими факторами, напрямую зависит от квалификации персонала, обслуживающего эти системы [1; 2].
Для формирования требуемого уровня квалификации персонала необходимо создание на предприятиях системы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Основные положения требований к подготовке персонала изложены в ОСТ 95 10581-2003, где в частности указывается, что «профессиональное обучение персонала в организации является составной частью работы с персоналом по подготовке, переподготовке, поддержанию и повышению квалификации персонала и должно быть направлено на достижение и поддержание необходимого уровня квалификации персонала, способного обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу».
Анализ аварийности в различных сферах промышленного производства, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства показывает, что 70% случаев аварий связаны с человеческим фактором – нарушением производственной дисциплины и технологии работ, неэффективностью производственного контроля, низким уровнем знаний, умений, навыков персонала и т. д. [3; 4]. Ключевую роль в ликвидации нештатных и аварийных ситуаций в системах водоснабжения и водоотведения играет оперативно-диспетчерский персонал. Именно от квалификации этой категории персонала зависит обеспечение безопасности людей, устранение экологической и социальной угрозы при авариях в системах водоснабжения и водоотведения. Все эти факторы обусловливают необходимость создания на предприятиях городского водопроводно-канализационного хозяйства системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала.
Цель повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала предприятий водопроводно-канализационного хозяйства – формирование знаний, умений и практических навыков, обеспечивающее прежде всего предотвращение и минимизацию негативных последствий аварийных ситуаций в системах водоснабжения и водоотведения, а также эффективную работу в штатных условиях в соответствии с требованиями должностных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо учитывать особенности данной категории персонала:
высокая степень ответственности и требовательности к качеству профессиональной подготовки;
необходимость высокого уровня знаний в различных сферах функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в частности, от работы оборудования до использования компьютерных программ автоматизированных рабочих мест диспетчеров;
недостаточная подготовка выпускников системы высшего и среднего специального образования (вузов, колледжей) профильных специальностей по направлению «оперативно-диспетчерское управление системами водоснабжения и водоотведения»;
отсутствие методического обеспечения (методик обучения, учебной литературы, учебных фильмов, современных компьютерных обучающих программ и тренажеров);
определенные психофизиологические требования, предъявляемые к персоналу (умение быстро оценивать ситуацию и принимать решения в условиях неполной информации, взаимодействовать с персоналом из других подразделений);
сменный характер работы оперативного персонала, что создает проблемы при организации группового обучения.
Создание комплексной системы подготовки оперативного персонала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является одним из приоритетных направлений деятельности в рамках проекта «Корпоративный университет».
В 2007 г. на предприятии были разработаны и введены «Единые квалификационные требования к персоналу, осуществляющему профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга». Это перечень обязательных условий, выполнение которых определяет возможность работника предприятия осуществлять профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением, т. е. требования к уровню профессионального образования, опыту работы, знаниям и навыкам оперативного персонала. По сути, была построена модель необходимых знаний, умений и навыков оперативного персонала. На базе «Информационно-образовательного центра» (филиала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») создан учебный компьютерный класс для повышения квалификации персонала оперативно-диспетчерской службы предприятия. В 2008 г. завершен проект, выполненный ЗАО «ТЕЛРОС», по оборудованию аудитории средствами информационных и телекоммуникационных технологий.
В соответствии с введенными квалификационными требованиями, были подготовлены учебные программы «Оперативно-диспетчерское управление системой водоснабжения Санкт-Петербурга», «Оперативно-диспетчерское управление системой водоотведения Санкт-Петербурга» и учебно-тематические планы обучения оперативно-диспетчерского персонала в модульном формате. Модульная структура учебных планов позволяет формировать программы обучения оперативного персонала с учетом индивидуальных особенностей и квалификационных потребностей работников, гибко варьировать учебным графиком, учитывать сменный характер работы оперативного персонала.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» совместно с негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии безопасности, входящей в группу компаний «ТЕЛРОС», начали разработку современных компьютерных средств обучения оперативно-диспетчерского персонала. Цель этих разработок – повышение эффективности обучения персонала с помощью современных информационных технологий. Элементы таких компьютерных средств обучения оперативного персонала представлены на рис. 1.
Электронный учебник представляет собой обучающую программную систему комплексного назначения. Функции электронного учебника:
предоставление теоретического материала с максимальным облегчением понимания и освоения наиболее существенных понятий, утверждений и примеров изучаемой дисциплины при активном участии обучающихся;
первичный контроль уровня усвоения знаний и формирования перечня вопросов для самообразования;
использование в процессе обучения иных, по сравнению с обычным учебником, возможностей человеческого мозга, в частности, зрительной и эмоциональной памяти, что обусловлено возможностями современных информационных технологий (не только «повторение», но и «впечатление» как одна из основ обучения).
Автоматизированные учебные курсы – это специализированные программы, реализуемые средствами вычислительной техники и предназначенные для выработки простых и сложных навыков, а также закрепления и углубления знаний теории и алгоритмов действий. В зависимости от цели обучения автоматизированные курсы могут иметь информационные, обучающие, контролирующие функции, различные системы контроля действий и успеваемости тренирующихся. Автоматизированные обучающие курсы служат для получения знаний об устройстве и процессах функционирования оборудования, а также навыков работы в штатных и аварийных ситуациях на основе автоматизированных сценариев тренировок и ликвидации аварийных ситуаций. Автоматизированные обучающие курсы ориентированы на овладение не только конкретным способом ликвидации аварийной ситуации, но и общим подходом к решению конкретных задач.
Тренажеры предназначены для получения навыков качественной работы в нештатных и аварийных ситуациях.
Координационным советом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», осуществляющим контроль за организацией процесса обучения на предприятии, принято решение о поэтапной реализации проекта по созданию компьютерных средств обучения персонала оперативно-диспетчерских служб:
1 этап – создание автоматизированных учебных курсов для обучения персонала по наиболее актуальным темам;
2 этап –создание демонстрационной версии учебно-тренажерного программного комплекса на примере одной задачи;
3 этап – создание учебно-тренажерного программного комплекса;
4 этап – сопровождение и актуализация разработанных компьютерных средств обучения.
В соответствии с этим планом, в 2008 г. были разработаны автоматизированные учебные курсы по следующим действиям оперативно-диспетчерского персонала:
при различных режимах работы предприятия до прибытия руководящего состава;
при выполнении аварийных работ в сопредельных зонах филиалов и производственных управлений;
в условиях обнаружения токсичных веществ в водозаборных сооружениях;
в условиях резкого ухудшения качественного состава водоисточника по мутности и цветности;
при остановке насосных отделений первого подъема Главной водопроводной станции.
Для учебных модулей «Общие положения о предприятии «Водоканал Санкт-Петербурга», «Системы водоснабжения зон оперативной ответственности», «Организация и технология оперативно-диспетчерского управления» разработаны электронные учебники.
В 2009 г. были разработаны автоматизированные курсы по действиям оперативно-диспетчерского персонала:
при остановке насосных отделений первого и второго подъема на Северной водопроводной станции;
при авариях на Центральной станции аэрации;
при нештатных и аварийных ситуациях, связанных со сбросом загрязняющих веществ в систему канализации.
Во всех автоматизированных курсах были реализованы блоки тренинга с режимами работы «обучение» и «контроль». В режиме «обучение» тренирующийся в анимационной форме знакомится с технологией и действиями оперативного персонала в предложенной ситуации и тренируется в выполнении этих действий. В режиме «контроль», в соответствии со сценарием, автоматически контролируется правильность выполнения тренирующимся действий, предусмотренных регламентами предприятия. Формы разработанных автоматизированных курсов представлены на рис. 2 и 3.
Четыре группы оперативно-диспетчерского персонала прошли курсы повышения квалификации по программам «Оперативно-диспетчерское управление системой водоснабжения Санкт-Петербурга» и «Оперативно-диспетчерское управление системой водоотведения Санкт-Петербурга» с использованием компьютерных средств обучения. В течение двух месяцев группы обучались по специальному графику, согласованному со сменным графиком работы персонала. По каждой теме программы проводились лекции и практические занятия с электронным учебником, с использованием автоматизированных курсов, а также осуществляется автоматизированный контроль знаний.
По темам, связанным с действиями в нештатных и аварийных ситуациях, проводились занятия в форме ролевых игр [5; 6]. При этом производилась видеозапись. Каждый обучаемый выполнял в ходе деловой игры функции определенного оперативного персонала, а задачей учебной группы была ликвидация аварийной ситуации, предложенной преподавателем. Тренирующиеся выполняли необходимые в данной ситуации действия: доклады, оповещения, распоряжения, а также вели оперативную документацию. Преподаватели имитировали выполнение соответствующих команд, «изменяя» режим работы и состояние системы водоснабжения, чем усложняли аварийную ситуацию. Включение в учебный процесс деловых игр позволило, наряду с автоматизированными учебными курсами, приблизить обучение к практике, сформировать не только знания, но и умения.
В настоящее время ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» продолжает разработку компьютерных средств обучения оперативного персонала предприятия, развивает систему подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала. В ближайшие планы входит подготовка и проведение соревнований персонала предприятия с использованием разработанных программных средств и опыта проведения деловых игр.
Выводы
Для обеспечения безопасности, надежности и эффективности функционирования городских систем водоснабжения и водоотведения необходимо создание системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала с использованием современных информационных технологий и методических приемов.
SPISOK LITERATURY
- Vodosnabzhenie Sankt-Peterburga: Pod obshhej red. F. V. Karmazinova. – SPb: Novyj zhurnal, 2003.
- Otvedenie i ochistka stochnyh vod Sankt-Peterburga: Pod obshhej red. F. V. Karmazinova. – SPb: Novyj zhurnal, 2002.
- Pulikovskij K. B. Prioritet kachestvu podgotovki, professional'nomu obucheniju i attestacii rabotnikov organizacij, podnadzornyh Rostehnadzoru // Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2006. № 7.
- Magid S. I., Arhipova E. N., Muzyka P. P. Nadezhnost' personala – odna iz osnovnyh garantij jenergobezopasnosti // Jenergosberezhenie i vodopodgotovka. 2008. № 4 (54).
- Bel'chikov Ja. M., Birshtejn M. I. Delovye igry. – Riga: Avots, 1989.
- Fedorova L. I. Igra: didakticheskaja, rolevaja, delovaja. Reshenie uchebnyh i professional'nyh problem. – M.: Forum, 2009.