№5|2010

AT THE RUSSIAN ASSOCIATION OF WATER SUPPLY AND WATER DISPOSAL

About Collection of Payment for Negative Influence on Human Environment

Summary

Министерство природных ресурсов и экологии России подготовило Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

 

 

Download PDF

В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии России подготовило Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Проект), а также внесло на рассмотрение в Правительстве Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйст­вующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» (далее – Законопроект).
По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Проект и Законопроект не учитывают специфику деятельности коммунальных предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, такие, как водоснабжение и энергоснабжение, доходность которых формируется за счет тарифов. Проектом и Законопроектом предусмотрено увеличение штрафных санкций за загрязнение окружающей среды (до 2012 г. повышающий коэффициент равен 5, с 2012 г. – 25, к 2016 г. – 100), что приведет к неизбежному стремительному росту тарифов для населения, чреватому социальным взрывом.
Сбросы сточных вод муниципальных предприятий во всех отношениях приравнены к промышленным стокам. Предприятия водо­проводно-канализационного хозяйства не выделены из числа водопользователей, к ним принят такой же подход, как к промышленным предприятиям. Не учтена специфика деятельности коммунальных предприятий, очистные сооружения которых принимают на очистку сточные воды промышленных предприятий, хотя рассчитаны на прием бытовых стоков.
В Европейском союзе существует не одна, а две модели взаимодействия природополь­зователей и контролирующих органов:
для промышленных и сельскохозяйственных предприятий действует Директива от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предупреж­дении и контроле загрязнения», в соответствии с которой разрешение на сброс выдается на основании многофакторного анализа соответствия заявленных мероприятий, снижающих воздействие на окружающую среду, рекомендуемым решениям, содержащимся в информационно-справочных материалах по наилучшим доступным технологиям (такая методология нормирования легла в основу данного Законопроекта);
для муниципальных предприятий действует Директива Европейского совета от 21 мая 1991 г. № 91/271/ЕЭС «Об очистке городских сточных вод», в которой установлены нормативы качества очистки и прописаны сроки перехода к внедрению технологий очистки и достижения заданного качества. Законодательством и практикой Европейского совета нормируются только вещества антропогенного происхождения и не предъявляются требования к техногенным загрязнениям, на удаление которых технологии очистки сточных вод муниципальных предприятий напрямую не рассчитаны.
Таким образом, европейский подход к нормированию устанавливает для коммунальных предприятий отличные от промышленных предприятий нормативы качества очистки и сроки их достижения. Распространение подхода, действующего в Европейском союзе для промышленных предприятий, на российские муниципальные предприятия будет иметь весьма негативные последствия, так как к сбросам будут предъявляться избыточные требования по перечню загрязняющих веществ (как намечено в Законопроекте, 40–45 показателей против 5, нормируемых директивой ЕС), а размеры платежей за эти сбросы с учетом предлагаемых повышающих коэффициентов будут несовместимы с функционированием Водоканалов.
Установление платы за загрязнение, закреп­ленное в Проекте и Законопроекте, повлечет за собой банкротство предприятий водо­проводно-канализационного хозяйства и, как следствие, введение моратория, в том числе на какие бы то ни было платежи за загрязнение. Ассоциация провела анализ соотношения суммы рассчитанных платежей за загрязнение к выручке предприятий ВКХ. Рост доходности коммунальных предприятий не прогнозируется в связи с тенденцией к уменьшению потреб­ления водных и иных ресурсов. В то же время остановка деятельности Водоканалов представляет непосредственную угрозу жизни, здоровью населения и окружающей среде.
Действующие в настоящее время очистные сооружения во многих городах России морально устарели и даже при соблюдении всех проектных показателей не обеспечивают необходимый уровень очистки. Короткие сроки введения штрафных санкций, определенные Проектом и Законопроектом, не соотносятся с периодами инвестирования в предприятия ВКХ, которые по оценкам экспертов составляют 10–15 лет. Инвестирование средств в реновацию очистных сооружений в условиях банк­ротства организаций ВКХ также невозможно.
Предложенные редакции Проекта постановления и Законопроекта не определяют механизмы использования средств, уплаченных в качестве штрафов, на осуществление мероприятий по строительству очистных сооружений и реконструкцию имеющихся. Карательный, а не компенсационный характер санкций приведет к обратному эффекту и ускорит унич­тожение систем централизованного во­доснабжения в малых городах России.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения обратилась к Председателю Правительства РФ В. В. Путину, к разработчикам Проекта постановления и Законопроекта, в другие министерства и ведомства с аргументацией позиции профессионального сообщества о недопустимости принятия этих документов в данной редакции.
Как участник рабочей группы Государственного совета РФ по вопросу совершенствования системы государственного регулирования
в сфере охраны окружающей среды, Ассоци­ация внесла предложения по разработке отдельного документа прямого действия, который бы определил порядок регулирования сбросов городских сточных вод и этапы повышения требований к качеству очистки, соответствующие использованию апробированных наилучших доступных технологий, по аналогии с вышеупомянутой директивой ЕС.
Это позволило бы, не дожидаясь разработки и введения новой методологии нормирования на основе справочников по наилучшим доступным технологиям, обеспечить отрасль ВКХ четкими и поэтапно выполнимыми нормативами. На время достижения этих нормативов на соответствующих уровнях должны устанавливаться лимиты, защищающие предприятия, реализующие требуемые мероприятия, от чрезмерных платежей за сброс загрязняющих веществ.

Ассоциация готовит «круглый стол» по данной проблеме.
Дополнительная информация: (495) 939-19-36, www.raww.ru.

 

Внимание!
Следующая конференция по проблемам Водоканалов малых городов пройдет с 23 по 26 августа 2010 г. по приглашению Водоканала г. Ангарска на озере Байкал.
Программа и условия участия будут опубликованы в «Вестнике РАВВ» № 3.
Подробную информацию можно получить по тел.: (495) 939-19-36, www.raww.ru.

 

Журнал ВСТ включен в новый перечень ВАК

Шлафман В. В. Проектирование под заданную ценность, или достижимая эффективность технических решений – что это?

Banner Kofman 1

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Устаревшие версии не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.