№2|2011

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.1.033:504.064.3

Турбинский В. В.

Глобальный и региональный контроль качества воды
(обзор литературы)

Аннотация

Приведен обзор положений международных соглашений в области контроля водных объектов – источников питьевого водоснабжения, действующей системы государственного контроля качества вод на межгосударственном (глобальном) и государственном (региональном) уровнях. Отмечена необходимость установления правового порядка регулирования водных отношений на межрегиональном уровне. Обеспечение глобального и регионального мониторинга за состоянием источников питьевого водоснабжения должно носить межведомственный характер и осуществляться в рамках бассейновых соглашений. Эти соглашения должны быть взаимовыгодными для всех участвующих сторон и базироваться на международных принципах сотрудничества.

Ключевые слова

, , , ,

 

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве – одна из главных задач, от решения которой зависит успех проведения экономических реформ в Российской Федерации [1–5]. Государственной думой принят ряд важных законов, направленных на рациональное использование природных ресурсов и сохранение качества природных вод: Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Лесной кодекс РФ, «О недрах», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Решение проблем питьевого водоснабжения невозможно без тесного сотрудничества между исполнительными органами государственной власти и хозяйствующими субъектами – водопользователями.

В соответствии с указами президента РФ [6], механизм регулирования водных отношений осуществляется установлением взаимодействия между органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности. Это позволяет учитывать региональные особенности влияния промышленности на условия водопользования населения.

Бассейны 70 крупных и средних рек России являются трансграничными. Свыше 40 тыс. км государственной границы Российской Федерации проходит по рекам, озерам и морям. Международная практика использования трансграничных водных объектов, основанная на принципах устойчивого развития сотрудничества, предполагает согласованные действия государств, регламентируемые международными договорами и соглашениями при проведении водохозяйственных работ и мероприятий по охране водных объектов.

Принимая исключительную значимость бесконфликтного использования трансграничных вод и сохранения их чистоты в условиях возрастающей антропогенной нагрузки, Россия в течение многих лет является активным участником Всемирного водного партнерства.

Российская Федерация ратифицировала ряд международных актов, регулирующих охрану и использование трансграничных вод, среди которых Конвенция Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.

На уровне государств – участников СНГ вопросы обеспечения экологической безопасности трансграничных вод решаются в рамках Соглашения об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств – участников СНГ (1998 г.).

Положения вышеуказанных конвенций и соглашений, а также международный опыт трансграничного сотрудничества легли в основу правовой и методологической частей семи двусторонних соглашений в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Китаем, Монголией, Украиной, Финляндией и Эстонией, а также трехстороннего соглашения по реке Паз (Паатсойоки) между Россией, Финляндией и Норвегией.

В рамках этих соглашений осуществляются совместный мониторинг, обмен гидрологической и гидрохимической информацией, согласование режимов использования водных ресурсов трансграничных водохозяйственных систем, координация противопаводковых мероприятий, действия в чрезвычайных ситуациях и совместные научные исследования. Приоритетным направлением признано достижение интегрированного управления водными ресурсами трансграничных водотоков и водоемов. Растущее число соглашений в сфере охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, а также создание устойчивой организационной структуры их реализации создают институциональный базис трансграничного сотрудничества, который способствует его устойчивому развитию.

Главным содержанием таких соглашений является то, что стороны берут на себя дополнительные обязательства, необходимые для решения конкретных задач в интересах друг друга.

Создание совместных органов управления является предварительным условием для налаживания эффективного сотрудничества и совместного мониторинга трансграничных вод и управления ими. Примером тому могут служить успешно работающие совместные органы по управлению реками Эльба, Дунай, Мез, Мозель–Саар, Рейн, Одер, Шельда и Сава, а также совместными водными ресурсами России и Финляндии, Китая, Казахстана. Для управления бассейнами рек Чу и Талас, водными ресурсами Албании и Греции, России и Китая, России и Казахстана также созданы совместные органы.

В Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер [7] определено, что страны принимают все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия, то есть по возможности исключают любые значительные вредные последствия.

Для обеспечения эффективного управления ресурсами реки Иртыша создана информационная система ИРБИС как инструмент управления и обмена данными по загрязнению воды и водопользованию. Основанием для реализации системы ИРБИС послужило Российско-Казахстанское соглашение по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов (27 августа 1992 г.), указывающее на необходимость организации регулярных обменов гидрологическими прогнозами, информацией о качестве воды и ее уровне в бассейнах трансграничных водных объектов, а также Соглашение (7 января 1993 г.), предусматривающее создание единой информационной базы по изучению водных ресурсов и гидролого-метеорологическим данным.

Одним из итогов продолжающейся работы стала Концепция «Разработка и развитие комплексной системы управления бассейном реки Иртыш», которая определяет цель работ и выделяет основные, наиболее актуальные направления деятельности, что должно привести к повышению управляемости комплексной системы. Результатом проведенной работы стала стабилизация микробного загрязнения воды реки Иртыша в створе городских водозаборов г. Омска ниже нормативного уровня (рисунок) [8].

В целях обеспечения безопасных условий водопользования гидрологи Примгидромета совместно с коллегами из Бюро охраны окружающей среды г. Цзиси (КНР) проводят мониторинг загрязнения трансграничных участков рек Раздольная, Сунгача, Уссури. Мероприятия проводятся на основании Плана совместного российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов, подписанного в Пекине 31 мая 2006 г., а также Программы мероприятий по осуществлению совместного российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов, подписанной в г. Санья 22 января 2008 г.

В результате аварии на химическом заводе Цзилиньской нефтехимической компании (Китай) 13 ноября 2005 г. в реку Сунгари (приток Амура) было сброшено более 100 т бензола, нитробензола и сопутствующих соединений. Химическое загрязнение воды привело к кризису хозяйственно-питьевого водоснабжения в Хабаровском крае, в частности в г. Хабаровске, что потребовало найти альтернативный источник питьевого водоснабжения. В итоге водоснабжение города было организовано из подземного водоисточника.

02_05_ris_01

Как известно, загрязнение поверхностных водоисточников отрицательно сказывается на качестве подземных вод. В результате исследований, проведенных в 2008 г. [9] на подземных водах Тунгусского водозабора, гидрогеологически связанного с рекой Амуром, были обнаружены следующие вещества: нефтепродукты, полихлорированные бифенилы, хлористый метилен, четыреххлористый углерод, нафталин, флуорен, фенантрен, антрацен, флуорантен, хризен, фенол. В водах Амура идентифицировано 21 вещество, а в подрусловых водах – 16 токсичных веществ. Гигиеническая оценка обнаруженных соединений показала, что превышений ПДК нет. Таким образом, реализация системы информационного межгосударственного взаимодействия и принятие профилактических мер позволили предотвратить вредное воздействие последствий аварии на условия водопользования и здоровье населения жителей Хабаровска.

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации более десятка федеральных служб и агентств осуществляют функции по учету, организации и контролю за деятельностью в сфере обеспечения населения питьевой водой. Однако решение вопросов их взаимодействия и принятие координированных мер часто затруднено из-за ведомственного разобщения [10–12]. Эти вопросы должны быть предметом обсуждений на бассейновых советах. Правовая основа бассейновых соглашений и бассейновых советов определена постановлениями правительства РФ от 30 ноября 2006 г. № 27 «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» и от 30 ноября 2006 г. № 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов». Цель бассейновых советов – компетентное обсуждение проблем водохозяйственного комплекса бассейна и выработка согласованной программы совместных действий.

В странах Европейского Союза (Франция, Испания) бассейновые коллегиальные органы являются ключевыми в управлении водным хозяйством. В США, например, с 1961 г. в рамках бассейновой комиссии и согласно бассейновому договору по речной системе Делавэр сотрудничают четыре штата и федеральное правительство. В Канаде с 1960-х годов между федеральными органами и провинциями подписано около сотни соглашений по охране вод.

Выводы

Обеспечение глобального и регионального мониторинга за состоянием источников питьевого водоснабжения должно носить межведомственный характер и осуществляться в рамках бассейновых соглашений. Реализация системы контроля качества питьевой воды должна быть основана на заключении соглашений на уровне правительств – для трансграничных источников водоснабжения, на уровне субъектов Российской Федерации – для межрегиональных источников водоснабжения. Эти соглашения должны быть взаимовыгодными для всех участвующих сторон и базироваться на международных принципах сотрудничества.

 

Список цитируемой литературы

  1. Протокол по проблемам воды и здоровья. – Организация Объединенных Наций. Всемирная организация здравоохранения. Европейская экономическая комиссия: http://www.euro.who.int/watsan/WaterProtocol/20030523_1.
  2. Онищенко Г. Г. Вода и здоровье // Экология и жизнь. 1999. № 4.
  3. Онищенко Г. Г. Городская среда и здоровье человека // Гигиена и санитария. 2007. № 5.
  4. Мазаев В. Т., Шлепнина Т. Г., Мандрыгин В. И. Контроль качества питьевой воды. – М.: Колос, 1999.
  5. Рахманин Ю. А., Румянцев Г. И., Новиков С. М. Методологические проблемы диагностики и профилактики заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. 2001. № 5.
  6. Свод Кодексов и законов Российской Федерации. 2004. № 11, ст. 954; № 21, ст. 2023.
  7. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 17 марта 1992 г.). – Женева, 1993.
  8. Проект зон санитарной охраны водозаборов «Падь» и «Заря» в г. Омске. – Новосибирск, ОАО «Сибгипрокоммунводоканал», 2006.
  9. Технико-экономическое обоснование «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске (первая очередь)» / Проект зон санитарной охраны водозабора. Т. 8. – Новосибирск, ОАО «Сибгипрокоммунводоканал», 2008.
  10. Трофимович Е. М., Гурвич С. М. Охрана водных объектов при добыче и обогащении руд и углей. – М.: Недра, 1985.
  11. Антипов А. Н., Корытный Л. М. Водноресурсный менеджмент в Ангаро-Байкальском бассейне: состояние и перспективы / Водные проблемы крупных речных бассейнов и пути их решения: Тез. докл. Всеросс. конф. – Иркутск, 2008.
  12. Шеффер М. Управление программами по гигиене окружающей среды. Системный подход // ВОЗ. Тетради общественного здравоохранения. – Женева, 1974. № 59.

Журнал ВСТ включен в новый перечень ВАК

Шлафман В. В. Проектирование под заданную ценность, или достижимая эффективность технических решений – что это?

Banner Kofman 1

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Устаревшие версии не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.