№5|2010

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

bbk 000000

УДК 377.3:628.1.2

Кинебас А. К., Федотов Б. А., Тихонов П. А., Финогенов М. В., Варламова Е. В.

Повышение квалификации работников диспетчерских служб ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Аннотация

Рассматриваются вопросы создания системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала на предприятиях городского водопроводно-канализационного хозяйства. Описан опыт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по построению и развитию такой системы на базе современных информационных технологий.

Ключевые слова

, , , ,

 

Скачать статью в журнальной верстке PDF

Безопасность, надежность и эффективность функционирования городских систем водоснабжения и водоотведения, наряду с другими факторами, напрямую зависит от квалификации персонала, обслуживающего эти системы [1; 2].

Для формирования требуемого уровня квалификации персонала необходимо создание на предприятиях системы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Основные положения требований к подготовке персонала изложены в ОСТ 95 10581-2003, где в частности указывается, что «профессиональное обучение персонала в организации является составной частью работы с персоналом по подготовке, переподготовке, поддержанию и повышению квалификации персонала и должно быть направлено на достижение и поддержание необходимого уровня квалификации персонала, способного обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу».

Анализ аварийности в различных сферах промышленного производства, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства показывает, что 70% случаев аварий связаны с человеческим фактором – нарушением производственной дисциплины и технологии работ, неэффективностью производственного контроля, низким уровнем знаний, умений, навыков персонала и т. д. [3; 4]. Ключевую роль в ликвидации нештатных и аварийных ситуаций в системах водоснабжения и водоотведения играет оперативно-диспетчерский персонал. Именно от квалификации этой категории персонала зависит обеспечение безопасности людей, устранение экологической и социальной угрозы при авариях в системах водоснабжения и водоотведения. Все эти факторы обусловливают необходимость создания на предприятиях городского водопроводно-канализационного хозяйства системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала.

Цель повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала предприятий водопроводно-канализационного хозяйства – формирование знаний, умений и практических навыков, обеспечивающее прежде всего предотвращение и минимизацию негативных последствий аварийных ситуаций в системах водоснабжения и водоотведения, а также эффективную работу в штатных условиях в соответствии с требованиями должностных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо учитывать особенности данной категории персонала:

высокая степень ответственности и требовательности к качеству профессиональной подготовки;

необходимость высокого уровня знаний в различных сферах функционирования систем водоснабжения и водоотведения, в частности, от работы оборудования до использования компьютерных программ автоматизированных рабочих мест диспетчеров;

недостаточная подготовка выпускников системы высшего и среднего специального образования (вузов, колледжей) профильных специальностей по направлению «оперативно-диспетчерское управление системами водоснабжения и водоотведения»;

отсутствие методического обеспечения (методик обучения, учебной литературы, учебных фильмов, современных компьютерных обучающих программ и тренажеров);

определенные психофизиологические требования, предъявляемые к персоналу (умение быстро оценивать ситуацию и принимать решения в условиях неполной информации, взаимодействовать с персоналом из других подразделений);

сменный характер работы оперативного персонала, что создает проблемы при организации группового обучения.

Создание комплексной системы подготовки оперативного персонала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является одним из приоритетных направлений деятельности в рамках проекта «Корпоративный университет».

В 2007 г. на предприятии были разработаны и введены «Единые квалификационные требования к персоналу, осуществляющему профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга». Это перечень обязательных условий, выполнение которых определяет возможность работника предприятия осуществлять профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением, т. е. требования к уровню профессионального образования, опыту работы, знаниям и навыкам оперативного персонала. По сути, была построена модель необходимых знаний, умений и навыков оперативного персонала. На базе «Информационно-образовательного центра» (филиала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») создан учебный компьютерный класс для повышения квалификации персонала оперативно-диспетчерской службы предприятия. В 2008 г. завершен проект, выполненный ЗАО «ТЕЛРОС», по оборудованию аудитории средствами информационных и телекоммуникационных технологий.

В соответствии с введенными квалификационными требованиями, были подготовлены учебные программы «Оперативно-диспетчерское управление системой водоснабжения Санкт-Петербурга», «Оперативно-диспетчерское управление системой водоотведения Санкт-Петербурга» и учебно-тематические планы обучения оперативно-диспетчерского персонала в модульном формате. Модульная структура учебных планов позволяет формировать программы обучения оперативного персонала с учетом индивидуальных особенностей и квалификационных потребностей работников, гибко варьировать учебным графиком, учитывать сменный характер работы оперативного персонала.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» совместно с негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии безопасности, входящей в группу компаний «ТЕЛРОС», начали разработку современных компьютерных средств обучения оперативно-диспетчерского персонала. Цель этих разработок – повышение эффективности обучения персонала с помощью современных информационных технологий. Элементы таких компьютерных средств обучения оперативного персонала представлены на рис. 1.

05-08-ris1

Электронный учебник представляет собой обучающую программную систему комплексного назначения. Функции электронного учебника:

предоставление теоретического материала с максимальным облегчением понимания и освоения наиболее существенных понятий, утверждений и примеров изучаемой дисциплины при активном участии обучающихся;

первичный контроль уровня усвоения знаний и формирования перечня вопросов для самообразования;

использование в процессе обучения иных, по сравнению с обычным учебником, возможностей человеческого мозга, в частности, зрительной и эмоциональной памяти, что обусловлено возможностями современных информационных технологий (не только «повторение», но и «впечатление» как одна из основ обучения).

Автоматизированные учебные курсы – это специализированные программы, реализуемые средствами вычислительной техники и предназначенные для выработки простых и сложных навыков, а также закрепления и углубления знаний теории и алгоритмов действий. В зависимости от цели обучения автоматизированные курсы могут иметь информационные, обучающие, контролирующие функции, различные системы контроля действий и успеваемости тренирующихся. Автоматизированные обучающие курсы служат для получения знаний об устройстве и процессах функционирования оборудования, а также навыков работы в штатных и аварийных ситуациях на основе автоматизированных сценариев тренировок и ликвидации аварийных ситуаций. Автоматизированные обучающие курсы ориентированы на овладение не только конкретным способом ликвидации аварийной ситуации, но и общим подходом к решению конкретных задач.

Тренажеры предназначены для получения навыков качественной работы в нештатных и аварийных ситуациях.

Координационным советом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», осуществляющим контроль за организацией процесса обучения на предприятии, принято решение о поэтапной реализации проекта по созданию компьютерных средств обучения персонала оперативно-диспетчерских служб:

1 этап – создание автоматизированных учебных курсов для обучения персонала по наиболее актуальным темам;

2 этап –создание демонстрационной версии учебно-тренажерного программного комплекса на примере одной задачи;

3 этап – создание учебно-тренажерного программного комплекса;

4 этап – сопровождение и актуализация разработанных компьютерных средств обучения.

В соответствии с этим планом, в 2008 г. были разработаны автоматизированные учебные курсы по следующим действиям оперативно-диспетчерского персонала:

при различных режимах работы предприятия до прибытия руководящего состава;

при выполнении аварийных работ в сопредельных зонах филиалов и производственных управлений;

в условиях обнаружения токсичных веществ в водозаборных сооружениях;

в условиях резкого ухудшения качественного состава водоисточника по мутности и цветности;

при остановке насосных отделений первого подъема Главной водопроводной станции.

Для учебных модулей «Общие положения о предприятии «Водоканал Санкт-Петербурга», «Системы водоснабжения зон оперативной ответственности», «Организация и технология оперативно-диспетчерского управления» разработаны электронные учебники.

В 2009 г. были разработаны автоматизированные курсы по действиям оперативно-диспетчерского персонала:

при остановке насосных отделений первого и второго подъема на Северной водопроводной станции;

при авариях на Центральной станции аэрации;

при нештатных и аварийных ситуациях, связанных со сбросом загрязняющих веществ в систему канализации.

Во всех автоматизированных курсах были реализованы блоки тренинга с режимами работы «обучение» и «контроль». В режиме «обучение» тренирующийся в анимационной форме знакомится с технологией и действиями оперативного персонала в предложенной ситуации и тренируется в выполнении этих действий. В режиме «контроль», в соответствии со сценарием, автоматически контролируется правильность выполнения тренирующимся действий, предусмотренных регламентами предприятия. Формы разработанных автоматизированных курсов представлены на рис. 2 и 3.

05-08-ris2-3

Четыре группы оперативно-диспетчерского персонала прошли курсы повышения квалификации по программам «Оперативно-диспетчерское управление системой водоснабжения Санкт-Петербурга» и «Оперативно-диспетчерское управление системой водоотведения Санкт-Петербурга» с использованием компьютерных средств обучения. В течение двух месяцев группы обучались по специальному графику, согласованному со сменным графиком работы персонала. По каждой теме программы проводились лекции и практические занятия с электронным учебником, с использованием автоматизированных курсов, а также осуществляется автоматизированный контроль знаний.

По темам, связанным с действиями в нештатных и аварийных ситуациях, проводились занятия в форме ролевых игр [5; 6]. При этом производилась видеозапись. Каждый обучаемый выполнял в ходе деловой игры функции определенного оперативного персонала, а задачей учебной группы была ликвидация аварийной ситуации, предложенной преподавателем. Тренирующиеся выполняли необходимые в данной ситуации действия: доклады, оповещения, распоряжения, а также вели оперативную документацию. Преподаватели имитировали выполнение соответствующих команд, «изменяя» режим работы и состояние системы водоснабжения, чем усложняли аварийную ситуацию. Включение в учебный процесс деловых игр позволило, наряду с автоматизированными учебными курсами, приблизить обучение к практике, сформировать не только знания, но и умения.

В настоящее время ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» продолжает разработку компьютерных средств обучения оперативного персонала предприятия, развивает систему подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала. В ближайшие планы входит подготовка и проведение соревнований персонала предприятия с использованием разработанных программных средств и опыта проведения деловых игр.

Выводы

Для обеспечения безопасности, надежности и эффективности функционирования городских систем водоснабжения и водоотведения необходимо создание системы подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала с использованием современных информационных технологий и методических приемов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Водоснабжение Санкт-Пе­тербурга: Под общей ред. Ф. В. Кармазинова. – СПб: Новый журнал, 2003.
  2. Отведение и очистка сточных вод Санкт-Петербурга: Под общей ред. Ф. В. Кармазинова. – СПб: Новый журнал, 2002.
  3. Пуликовский К. Б. Приоритет качеству подготовки, профессиональному обучению и аттестации работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору // Безопасность труда в промышленности. 2006. № 7.
  4. Магид С. И., Архипова Е. Н., Музыка П. П. Надежность персонала – одна из основных гарантий энергобезопасности // Энергосбережение и водоподготовка. 2008. № 4 (54).
  5. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. И. Деловые иг­ры. – Рига: Авотс, 1989.
  6. Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. – М.: Форум, 2009.

Журнал ВСТ включен в новый перечень ВАК

Шлафман В. В. Проектирование под заданную ценность, или достижимая эффективность технических решений – что это?

Banner Kofman 1

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Устаревшие версии не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.