№5|2010
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
bbk 000000
УДК 628.16.32:658.562
От национальной премии качества – к европейской
Аннотация
Рассказано об участии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в конкурсе на соискание национальной и европейской премий в области качества, а также о роли самооценки предприятия по критериям модели премии для улучшения общей системы менеджмента предприятия.
Ключевые слова
улучшение системы менеджмента , самооценка предприятия , критерии модели
Скачать статью в журнальной верстке PDF
В последние 10 лет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» постоянно совершенствует систему управления предприятием, основанную на улучшении приемов менеджмента. Руководство предприятия пришло к выводу, что для принятия адекватных управленческих решений на различных уровнях требуется системный подход в организации менеджмента с учетом международных стандартов ИСО серий 14000 и 9000.
В течение двух лет была создана Система экологического менеджмента (СЭМ) по ИСО 14001, в течение последующих двух лет – Система менеджмента качества (СМК) по ИСО 9001 и Система управления охраной труда и промышленной безопасности (СУОТиПБ) по стандарту OHSAS 18001. С 2005 г. на предприятии функционируют три системы менеджмента, которые объединены некоторыми элементами интеграции – частью общих процедур, единым механизмом проведения внутренних аудитов и т. д. Все системы сертифицированы и ежегодно проходят инспекционные аудиты силами компании SAI Global и Ассоциации по сертификации «Русский Регистр».
Внедрение СЭМ, СМК, СУОТиПБ позволило руководству ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» регулярно анализировать и оценивать результативность управления процессами предприятия, а также степень реализации стратегических целей. Руководители разных уровней смогли проанализировать результаты своей работы с применением статистических методов. Формулирование целей и критериев их измеримости стало внедряться в повседневную практику управления.
В рамках подготовки к внедрению Единой информационной системы автоматизации для создания системы эффективного управления предприятием в 2007 г. был проведен детальный анализ бизнес-процессов с последующей оптимизацией на основе процессного подхода к управлению и принципов Системы менеджмента качества. В результате реинжиниринга были описаны два основных бизнес-процесса: «Водоснабжение Санкт-Петербурга» и «Водоотведение Санкт-Петербурга», а также целый ряд подпроцессов.
В Европе одной из признанных форм стимулирования усилий организаций по повышению конкурентоспособности являются национальные премии в области качества. В России это премия Правительства РФ в области качества, аналогичная международным премиям. Важно отметить, что модель премии охватывает все аспекты деятельности организации, направляя руководство на комплексное решение не только вопросов качества продукции, но и социальной ответственности руководителей перед персоналом и обществом. Участию ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в конкурсе предшествовал годовой процесс освоения модели управления и некоторой перестройки менеджмента предприятия.
Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе подразделения предприятия проводили самооценку по критериям премии, что дало возможность объективно оценить собственную деятельность. По итогам самооценки был подготовлен и передан в Совет по присуждению премий Отчет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». По результатам заочной экспертной оценки предприятие вышло на второй этап конкурса – очное обследование. При этом требовалось подтвердить все достижения предприятия за последние 3–5 лет, представленные в Отчете. На данном этапе в подразделениях Администрации предприятия и филиалах независимыми экспертами была проведена очная оценка на соответствие требованиям Премии Правительства РФ в области качества. Руководители и специалисты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» продемонстрировали высокий профессионализм, целеустремленность, творческий подход в решении поставленных задач. Решением Правительства РФ от 4 июля 2007 г. № 425 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» присвоено звание лауреата конкурса Премии Правительства РФ в области качества 2006 г.Водоканал Санкт-Петербурга стал первым предприятием в жилищно-коммунальной отрасли России, получившим звание лауреата конкурса Премии Правительства РФ в области качества – национального аналога Европейской премии качества.
В 2009 г. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» провело самооценку деятельности по критериям EFQM (Европейский фонд качества менеджмента) и предоставило материалы для участия в конкурсе на Европейскую премию качества. Во время очной оценки менеджмента асессорами, представителями EFQM в Российской Федерации, специалисты предприятия в течение нескольких дней отвечали на вопросы и демонстрировали свою систему управления. По итогам оценки Водоканал получил сертификат, удостоверяющий, что система управления предприятием по критериям EFQM соответствует уровню «Признанное совершенство» (5 звезд). Водоканал Санкт-Петербурга cтал одним из 18 предприятий России, получивших такую оценку Европейского фонда менеджмента качества, и первым из предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Подготовка к этому уровню управления потребовала значительных усилий персонала.
Проведение самооценки и рекомендации асессоров, отраженные в обратном отчете, позволили в очередной раз взглянуть на менеджмент предприятия глазами специалистов по организации управления европейского уровня. Большинство рекомендаций асессоров вошли в Программу совершенствования менеджмента на ближайшие годы. Взаимосвязь таких понятий, как миссия, видение, ценности, стратегические цели и политики стала приобретать для персонала предприятия достаточно конкретные формы, что в свою очередь определило более четкое их понимание.
В планах предприятия на 2011 г. намечено участие в конкурсе EFQM на самом высшем уровне – «Совершенство». Получение звания финалиста или лауреата на этом уровне – задача сложная. В настоящее время в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ведется большая работа по совершенствованию общего менеджмента c целью соответствия лучшим образцам европейских компаний. При этом специалисты Водоканала опираются как на помощь квалифицированных консультантов, так и на проекты европейских стандартов ИСО 24510 «Деятельность, связанная с предоставлением услуг по водоснабжению и водоотведению. Руководящие материалы».
На данном этапе совершенствования предприятие все чаще сталкивается с проблемами, связанными с особенностями национального законодательства, которое зачастую не согласуется с европейскими нормами и директивами ЕС. Именно эти вопросы актуальны на данном этапе совершенствования модели управления.
Специалисты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» всегда готовы поделиться информацией о своих успехах, рассказать о проблемах и трудностях, возникающих на всех этапах совершенствования системы менеджмента, обсудить их с коллегами. Приглашаем всех, кто интересуется данным направлением в работе водопроводно-канализационного хозяйства, к сотрудничеству!
Выводы
Постоянное совершенствование систем менеджмента предприятия обеспечивает повышение качества оказываемых услуг водоснабжения.