№5|2010
В РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
О взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду
Аннотация
Министерство природных ресурсов и экологии России подготовило Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии России подготовило Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Проект), а также внесло на рассмотрение в Правительстве Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» (далее – Законопроект).
По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Проект и Законопроект не учитывают специфику деятельности коммунальных предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, такие, как водоснабжение и энергоснабжение, доходность которых формируется за счет тарифов. Проектом и Законопроектом предусмотрено увеличение штрафных санкций за загрязнение окружающей среды (до 2012 г. повышающий коэффициент равен 5, с 2012 г. – 25, к 2016 г. – 100), что приведет к неизбежному стремительному росту тарифов для населения, чреватому социальным взрывом.
Сбросы сточных вод муниципальных предприятий во всех отношениях приравнены к промышленным стокам. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства не выделены из числа водопользователей, к ним принят такой же подход, как к промышленным предприятиям. Не учтена специфика деятельности коммунальных предприятий, очистные сооружения которых принимают на очистку сточные воды промышленных предприятий, хотя рассчитаны на прием бытовых стоков.
В Европейском союзе существует не одна, а две модели взаимодействия природопользователей и контролирующих органов:
для промышленных и сельскохозяйственных предприятий действует Директива от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предупреждении и контроле загрязнения», в соответствии с которой разрешение на сброс выдается на основании многофакторного анализа соответствия заявленных мероприятий, снижающих воздействие на окружающую среду, рекомендуемым решениям, содержащимся в информационно-справочных материалах по наилучшим доступным технологиям (такая методология нормирования легла в основу данного Законопроекта);
для муниципальных предприятий действует Директива Европейского совета от 21 мая 1991 г. № 91/271/ЕЭС «Об очистке городских сточных вод», в которой установлены нормативы качества очистки и прописаны сроки перехода к внедрению технологий очистки и достижения заданного качества. Законодательством и практикой Европейского совета нормируются только вещества антропогенного происхождения и не предъявляются требования к техногенным загрязнениям, на удаление которых технологии очистки сточных вод муниципальных предприятий напрямую не рассчитаны.
Таким образом, европейский подход к нормированию устанавливает для коммунальных предприятий отличные от промышленных предприятий нормативы качества очистки и сроки их достижения. Распространение подхода, действующего в Европейском союзе для промышленных предприятий, на российские муниципальные предприятия будет иметь весьма негативные последствия, так как к сбросам будут предъявляться избыточные требования по перечню загрязняющих веществ (как намечено в Законопроекте, 40–45 показателей против 5, нормируемых директивой ЕС), а размеры платежей за эти сбросы с учетом предлагаемых повышающих коэффициентов будут несовместимы с функционированием Водоканалов.
Установление платы за загрязнение, закрепленное в Проекте и Законопроекте, повлечет за собой банкротство предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и, как следствие, введение моратория, в том числе на какие бы то ни было платежи за загрязнение. Ассоциация провела анализ соотношения суммы рассчитанных платежей за загрязнение к выручке предприятий ВКХ. Рост доходности коммунальных предприятий не прогнозируется в связи с тенденцией к уменьшению потребления водных и иных ресурсов. В то же время остановка деятельности Водоканалов представляет непосредственную угрозу жизни, здоровью населения и окружающей среде.
Действующие в настоящее время очистные сооружения во многих городах России морально устарели и даже при соблюдении всех проектных показателей не обеспечивают необходимый уровень очистки. Короткие сроки введения штрафных санкций, определенные Проектом и Законопроектом, не соотносятся с периодами инвестирования в предприятия ВКХ, которые по оценкам экспертов составляют 10–15 лет. Инвестирование средств в реновацию очистных сооружений в условиях банкротства организаций ВКХ также невозможно.
Предложенные редакции Проекта постановления и Законопроекта не определяют механизмы использования средств, уплаченных в качестве штрафов, на осуществление мероприятий по строительству очистных сооружений и реконструкцию имеющихся. Карательный, а не компенсационный характер санкций приведет к обратному эффекту и ускорит уничтожение систем централизованного водоснабжения в малых городах России.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения обратилась к Председателю Правительства РФ В. В. Путину, к разработчикам Проекта постановления и Законопроекта, в другие министерства и ведомства с аргументацией позиции профессионального сообщества о недопустимости принятия этих документов в данной редакции.
Как участник рабочей группы Государственного совета РФ по вопросу совершенствования системы государственного регулирования
в сфере охраны окружающей среды, Ассоциация внесла предложения по разработке отдельного документа прямого действия, который бы определил порядок регулирования сбросов городских сточных вод и этапы повышения требований к качеству очистки, соответствующие использованию апробированных наилучших доступных технологий, по аналогии с вышеупомянутой директивой ЕС.
Это позволило бы, не дожидаясь разработки и введения новой методологии нормирования на основе справочников по наилучшим доступным технологиям, обеспечить отрасль ВКХ четкими и поэтапно выполнимыми нормативами. На время достижения этих нормативов на соответствующих уровнях должны устанавливаться лимиты, защищающие предприятия, реализующие требуемые мероприятия, от чрезмерных платежей за сброс загрязняющих веществ.
Дополнительная информация: (495) 939-19-36, www.raww.ru.
Программа и условия участия будут опубликованы в «Вестнике РАВВ» № 3.
Подробную информацию можно получить по тел.: (495) 939-19-36, www.raww.ru.