№3|2014
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
bbk 000000
УДК 628.15:504.054
Состояние системы нормирования сбросов загрязняющих веществ и совершенствование механизмов защиты водных объектов
Аннотация
Анализ действующей в России системы нормирования (в частности, законопроекта № 584587-5) и оплаты сбросов загрязняющих веществ, изучение аналогичного зарубежного опыта позволили сделать вывод о необходимости кардинального изменения основ законодательства в этой области. К наиболее существенным проблемам отнесены: принцип «нулевого воздействия»; игнорирование критерия технической достижимости нормативов; система «нормативы допустимого сброса (НДС) – лимиты»; отсылочный характер законодательства и почти полное отсутствие норм прямого действия; исключительно индивидуальные требования к водопользователям при отсутствии общих нормативов; сложность и трудоемкость разработки НДС; многоступенчатая и дорогостоящая система получения согласований и разрешений; тенденция к упрощению правовых актов, создающая нерешаемые вопросы и пробелы при их применении; ориентация на решение экологических проблем на так называемом «конце трубы»; игнорирование отличия сбросов коммунальных организаций от сбросов промышленных предприятий-водопользователей; отсутствие различий загрязняющих веществ как по происхождению, так и по степени экологической опасности. Несмотря на жесткость и сложность системы нормирования, государство практически устранилось от реальной ответственности за улучшение состояния окружающей среды. Основные недостатки механизма взимания платы за сброс загрязняющих веществ: отсутствие ее законодательного регулирования; взимание за любое количество и любую концентрацию веществ, в том числе и за те количества, которые не меняют допустимых показателей качества; взаимоувязанность с наличием или отсутствием НДС и лимитов; невозможность внесения платы за сбросы сверх НДС из себестоимости; неоправданно большие перечни веществ, за сброс которых взимается плата; невзимание платы за комплексные показатели загрязненности (кроме БПК); отсутствие стимулирующей роли по многим загрязнениям; наличие потенциальной второй платы за те же сбросы, называемой компенсацией вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Сделан вывод о том, что сложившаяся система нормирования и платы не только бесполезна, а наносит огромный вред реальному делу реабилитации водных объектов, а также о необходимости проведения комплексной реформы экологического законодательства.
Ключевые слова
сточные воды , наилучшие доступные технологии , экологическое законодательство , нормирование сбросов загрязняющих веществ
Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку