№6|2011
В РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
bbk 000000
УДК
Реформирование экологического и технологического нормирования отрасли
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) вот уже более года осуществляет разработку федерального законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» (далее – Законопроект).
Прогрессивность Законопроекта заключается в использовании европейского опыта в области нормирования воздействия на окружающую среду на основе внедрения природопользователями наилучших доступных технологий как в основном производстве, так и при очистке сбросов и выбросов загрязняющих веществ.
При разработке Законопроекта Минприроды России проводит консультации со специалистами различных отраслей промышленности и водопроводно-канализационного хозяйства. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения активно участвует в обсуждениях и считает главным направлением совершенствования Законопроекта учет специфики европейской модели работы предприятий ВКХ. Нельзя применять единый подход в области нормирования и к промышленным предприятиям, и к организациям ВКХ, поскольку предлагаемый Минприроды России подход повлечет за собой резкое увеличение тарифов либо приведет к банкротству предприятий отрасли.
После внесения на рассмотрение в Правительство РФ в октябре 2010 г. Законопроект был переработан и в конце февраля 2011 г. представлен в существенно измененной версии. Анализ этой версии документа показывает, что в подготовленном Минприроды России компромиссном варианте Законопроекта восстановлен механизм установления платы за временно согласованные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а за негативное воздействие на окружающую среду предлагается зачет средств путем вычета внесенной платы за сверхнормативное воздействие, рассчитываемой предприятиями самостоятельно.
В подготовленном профессиональным сообществом проекте базового отраслевого закона «О водоснабжении и канализовании» не только отражены чрезвычайно важные для отрасли положения по вопросам собственности, инвестиций и т. п., но и прописаны взаимоотношения между абонентами и предприятиями ВКХ, возникающие при сбросе сточных вод в централизованные системы канализации, а из них – в водные объекты. Такие взаимоотношения не учитываются в Законопроекте, предназначенном для природопользователей, каковыми, по терминологии Водного кодекса РФ, не являются абоненты Водоканалов.
В основу концепции этой части отраслевого Законопроекта лег принцип разделения ответственности природопользования с выделением самостоятельной ответственности перед государственными контролирующими органами крупных промышленных абонентов, сбрасывающих сточные воды в системы канализации. В соответствии с таким подходом, организации ВКХ должны отвечать перед контролирующими органами только по тем загрязняющим соединениям (взвешенные вещества, БПК, соединения азота и фосфора – аналогично требованиям Европейского союза), на удаление которых рассчитаны либо могут быть приспособлены их очистные сооружения.
В ходе предварительного (перед первым чтением) рассмотрения Законопроекта Минприроды России и Министерство юстиции РФ заняли строго отрицательную позицию по многим аспектам экологического раздела Законопроекта, отвергая подход, предложенный отраслевым сообществом, о разделении ответственности загрязнителей. По мнению ведомств, все вопросы по сбросам сточных вод должны регулироваться природоохранным законодательством. Минприроды России отстаивает позицию, что «нормативы допустимых сбросов для организации ВКХ устанавливаются по всему перечню загрязняющих веществ, способных образовываться в составе сточных вод». При этом Минприроды России в своем заключении на законопроект «О водоснабжении и канализовании» поддержало идею о распространении государственного экологического контроля на абонентов, оказывающих негативное воздействие на водный объект. Предлагается утверждать нормативы допустимых сбросов исходя из величин таковых, установленных для организации ВКХ.
Очередное совещание в Минприроды России, на котором продолжилось обсуждение принципиальных для промышленности и сферы ВКХ положений Законопроекта, прошло в мае 2011 г. В результате были достигнуты принципиальные договоренности о нормировании и плате за сбросы загрязняющих веществ абонентами и Водоканалами. На текущий момент концепция нормирования для Водоканалов и их абонентов следующая:
- внедрение наилучших доступных технологий для всех экологически опасных природопользователей – как Водоканалов, так и абонентов;
- разделение материальной ответственности Водоканала и его абонентов за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в природные объекты как непосредственно, так и через систему канализования Водоканала.
Платежи за сверхнормативный сброс осуществляются абонентами Водоканала напрямую в бюджет. Водоканал получает средства от абонентов:
- за транспортировку и очистку сточных вод от загрязняющих веществ антропогенного происхождения, к каковым относятся взвешенные вещества, азот и фосфор;
- за превышение нормативного содержания загрязняющего вещества антропогенного происхождения;
- за нарушение требований к общим свойствам сточных вод.
- Для гармонизации рассматриваемых законопроектов Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения предлагает дополнить их рядом положений:
- расчет ущерба централизованным системам канализования;
- нормирование, плата и контроль при сбросе сточных вод абонентов в системы канализования;
- алгоритм учета загрязнений жилого сектора;
- процедура декларирования стоков абонентов;
- порядок введения законов (3–5-летний мораторий на плату и мероприятия);
- уточнение о наилучших доступных технологиях по очистке городских сточных вод (справочник должны разработать отраслевые специалисты);
- термин «временно разрешенные выбросы, сбросы загрязняющих веществ» в Законопроекте изложить в следующей редакции:«временно разрешенные выбросы, сбросы загрязняющих веществ – величины выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду,в том числе, через централизованные системы канализования, устанавливаемые для стационарных источников на существующих объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды в целях достижения нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ или технологических нормативов»;
- уточнить, какие вопросы будут регулироваться Федеральным законом «О водоснабжении и канализовании».
Учитывая, что изменения в нормировании и контроле сбросов абонентов в системы канализации могут привести к резкому увеличению тарифов и росту социальной напряженности, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения считает необходимым с участием Минприроды России подготовить проект документа «Порядок регулирования сбросов сточных вод в централизованные системы канализации».
Пресс-служба РАВВ