№6|2011
ЗАКОНЫ, СТАНДАРТЫ, НОРМАТИВЫ
bbk 000000
УДК
Некоторые замечания к проекту Федерального закона «О водоснабжении и канализовании»
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
ЗАО «Водоканал» г. Клина Московской области было основано в 2007 г. Предприятие осуществляет водоснабжение населения и промышленных предприятий Клинского муниципального района, а также водоотведение и очистку сточных вод. На сегодняшний день в Клинском муниципальном районе проживает около 126 тыс. человек, из них порядка 92 тыс. человек – в г. Клину. С одной стороны, предприятие относится к Водоканалам малых городов, которых в России абсолютное большинство, с другой стороны, Водоканал г. Клина – организация жилищно-коммунального хозяйства, работа которой оценивается по меркам управляющих компаний, и среди жилищно-коммунальных предприятий водопроводно-канализационное хозяйство не имеет своего отраслевого законодательства. В связи с этим становится ясно, насколько необходимо принятие Федерального закона «О водоснабжении и канализовании».
Изучив проект закона, хотим поделиться своим мнением и высказать замечания.
В статье 1 написано, что закон «устанавливает правовые основы отношений, возникающих в связи с водоснабжением и канализованием населенных пунктов с использованием централизованных систем водоснабжения и канализования». А что же делать и как быть с населением, проживающим в населенных пунктах, где отсутствуют централизованные системы канализования? В этом случае считаем необходимым включить в полномочия органов исполнительной власти определение порядка рассмотрения вопроса о создании централизованных систем канализования таких населенных пунктов, разработку механизма включения вопроса создания централизованных систем канализования и финансирования (софинансирования) этих мероприятий из бюджетов различного уровня.
В статье 3 в понятие самовольного подключения необходимо добавить «произведенного при отсутствии технических условий подключения или с их нарушением».
В проекте закона нет разграничения обязательств гарантирующей и управляющей организаций по качеству поставляемой воды (статья 9). Для предприятий, осуществляющих транспортировку питьевой воды (сточных вод) от гарантирующей организации к абоненту, необходимо включить обязательство обеспечения требуемого качества транспортируемых питьевой и сточных вод в границах принадлежащих этим организациям сетей.
В статье 10, освещающей позиции регуляторных договоров, вызывает сомнение желание органов местного самоуправления допустить заключение такого договора между субъектом Российской Федерации и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
По вопросу охранных зон объектов централизованных систем водоснабжения и канализования в пункте 3 статьи 12 владельцев земельных участков, на которых построены или проложены объекты централизованных систем водоснабжения и канализования, обязывают согласовывать любые действия, произведенные на территории их участков. Как в этом случае статья законопроекта согласуется с положениями Земельного кодекса РФ и так называемой «дачной амнистией», согласно которым владельцам участков разрешается оформлять кадастровые планы без выполнения топографической съемки, отображающей все инженерные объекты систем водоснабжения и канализования. На кадастровых планах фактически указаны границы самого земельного участка и размещенных на нем строений. При таком подходе практически все земельные участки оформлены владельцами в собственность без регистрации ограничения (обременения) на части этих участков, на которых располагаются объекты систем водоснабжения и канализования. Представьте себе ситуацию, когда по огородам частных земельных участков пролегает централизованная сеть водопровода, подающая воду не только потребителям данного населенного пункта, но и последующих. Схемы прокладки водопроводных и канализационных сетей по населенным пунктам отсутствуют из-за того, что при развале колхозно-совхозного хозяйства никто не удосужился передать дежурные схемы или исполнительную документацию на них организации водопроводно-канализационного хозяйства, принявшей на себя обязательства эксплуатации и обслуживания этих сетей.
В статье 39 в обязанности абонентов необходимо включить предоставление документов, подтверждающих запрашиваемые объемы воды, а также необходимость получения воды только питьевого качества. Для организаций ВКХ следует внести право на получение этих документов от абонента.
Закон не дает ориентиров для нормирования сбросов промышленных предприятий, не учитывает их фактической очистки на городских очистных сооружениях, при этом жестко ограничивает перечень загрязнений, нормируемых на выпусках Водоканалов.
Основная проблема нынешнего подхода к нормированию – чрезмерная увлеченность принципом «загрязнитель платит» и его некорректная трактовка. Этот принцип работоспособен только в том случае, если его трактуют следующим образом: «загрязнитель платит за то загрязнение, которое он мог предотвратить, но не сделал этого. И если он не намерен его предотвращать, то он должен прекратить сброс в централизованную систему канализации». Особенно этот принцип не применим для Водоканалов малых городов.
Главной задачей регулирования по всей системе взаимоотношений – от абонента до водного объекта – должен являться не сбор средств со всех его участников, а обеспечение того, чтобы каждый сделал все возможное (с инженерной точки зрения) для предотвращения загрязнения окружающей среды, поскольку нормирование водопользования должно иметь своей целью реальный экологический эффект.
Дальнейшая доработка Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» (в части экологических разделов) должна проходить исключительно с позиций его гармонизации с законопроектом о технологическом нормировании окружающей среды и учитывать производительность систем канализования и оснащенность Водоканалов. Принцип наилучших доступных технологий должен стать универсальным для нормирования всей системы «абонент – Водоканал – природоохранные органы». Он должен быть применен не только к очистным сооружениям Водоканалов разной производительности, но и к абонентам. Для этого в справочных материалах по отраслям должна быть приведена информация о передовых методах локальной очистки сточных вод и предотвращении попадания в них нежелательных веществ и материалов.
Вопрос регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения заслуживает особого детального рассмотрения. Примечательно, что в пункте 3 статьи 29 записано, что «тарифы на водоснабжение и (или) канализование могут устанавливаться дифференцированно для различных категорий абонентов с учетом различий расходов на водоснабжение и канализование различных категорий потребителей». Вот именно, что могут. На практике мы имеем иную картину. Тарифы на водоснабжение и канализование едины для всех абонентов. Ни о каких дифференцированных тарифах речь не идет.
Очевидно, что для доработки законопроекта «О водоснабжении и канализовании» потребуется дополнительное время с привлечением всех заинтересованных сторон.