№6|2011
ЗАКОНЫ, СТАНДАРТЫ, НОРМАТИВЫ
bbk 000000
УДК
Комментарии к проекту Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» (в части канализования)
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
Компания «Красноярскийжилищно-коммунальныйкомплекс» («КрасКом») былаоснованавдекабре 2003 г. иобъединиламуниципальныепредприятиятепло-, электро- иводоснабжения, атакжеводоотведения. «КрасКом» поправусчитаетсебяпреемникомКрасноярскогоВодоканала, которыйведетсвойотсчетс1913 г. – современистроительствавКрасноярскепервоговодопровода.
В 2005 г. компаниявыигралаконкурснаправоарендыкоммунальныхобъектовисетейиоказанияуслугнаселению. ВсфереводоснабженияиводоотведенияКрасноярска «КрасКом» являетсябезусловныммонополистомиохватывает 100% городскогорынкаданноговидауслуг. Долятеплоснабжениявобщегородскомобъемесоставляет 7%. Компаниятакжеоказываетуслугипопередачетепловойиэлектрическойэнергии.
Обсуждение проекта Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» привлекает большое внимание заинтересованных сторон, особенно предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и экологов. Жилищно-коммунальное хозяйство – наиболее значимая социальная отрасль, но в то же время она вызывает наибольшее количество нареканий. В отличие от электротеплоэнергетики и газоснабжения сфера водоснабжения и канализации не имеет отраслевого законодательства. Для нормальной работы всего коммунального комплекса страны необходимо скорейшее принятие закона «О водоснабжении и канализовании». Сейчас отрасль регулируют более 2000 законодательных актов, принятых не системно, а по ходу возникновения проблем.
Федеральный закон «О водоснабжении и канализовании» станет основным отраслевым законом в сфере ЖКХ. В первую очередь он должен решить три основные проблемы отрасли: повысить качество питьевой воды; снизить негативное влияние сбросов сточных вод на окружающую среду; урегулировать вопрос тарифов на услуги ВКХ в части, касающейся государственного регулирования тарифов в водоснабжении и канализовании. Именно недостаточность правового регулирования в сфере ВКХ и отсутствие системы единых нормативных актов не позволяют оценить качество работы отрасли. Например, не определено, кому конкретно должны предъявляться претензии за качество поставляемой воды: ресурсоснабжающему предприятию или управляющей организации как исполнителю коммунальных услуг. Необходимо привести законопроект в соответствие с нормами Водного кодекса РФ и действующего жилищного законодательства.
Из частных замечаний к главе 1 Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» можно отметить следующее. Встатье 3: «при отсутствии или нарушении технических условий на присоединение» необходимо добавить понятие «самовольное подключение». В статье 12 «Охранные зоны централизованных систем водоснабжения и канализования» отсутствует механизм действия статьи закона в случае нарушения условий охранной зоны. Очевидно, что требования статьи будут учитываться при выдаче условий на присоединение новых объектов. Также не прописано, как быть с многочисленными, уже существующими объектами, попавшими в охранные зоны действующих централизованных систем водоснабжения и канализования?
Требуется уточнить полномочия федеральных органов власти и местного самоуправления в коммунальной сфере, конкретизировать порядок передачи сетей водоснабжения и канализации предприятиям, а также механизм гарантирования предоставления услуг и ответственность предприятий перед населением. В частности, в статье 6 главы 2, трактующей полномочия органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и канализования, необходимо исключить из их перечня установление лимитов канализования (подпункт 10) и передать данные полномочия органам местного самоуправления.
Необходимо доработать аспекты обеспечения безопасного использования воды. Одним из основных направлений отраслевого закона является регулирование природоохранной деятельности организаций ВКХ. В отношениях с абонентами основным должен стать международно-правовой принцип «загрязнитель платит», позволяющий четко разграничить ответственность между организациями ВКХ и абонентами за сброс загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы канализования.
Крайне важно определить границы ответственности предприятий ВКХ и абонентов за сброс неочищенных сточных вод. Нередки случаи, когда за сброс, осуществляемый абонентами, на Водоканалы налагаются огромные штрафы, что влечет за собой судебные тяжбы.
В статьи закона, регламентирующие канализование, можно внести следующие частные замечания. В статье 20, регламентирующей нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ организациями ВКХ, предполагается ежегодное установление нормативов на основе результатов технического аудита с учетом технологии очистки сточных вод и инвестиционных программ. Однако, согласно статье 34, технический аудит проводится не реже одного раза в 5 лет. Изменение технологии очистки на очистных сооружениях требует длительного времени и выполнения долгосрочной инвестиционной программы, поэтому значения нормируемых показателей целесообразно устанавливать один раз в 5 лет. Кроме того, непонятно, каким образом будут учитываться нормативы для абонентов организаций ВКХ. Скорее, наоборот, нормативы абонентам будут устанавливаться с учетом нормативов на сброс в водоем для организаций ВКХ.
В статье 21 должен быть прописан механизм зачета средств, затраченных организацией ВКХ на водоохранные мероприятия, в счет платы за негативное воздействие на водные объекты. Во избежание разногласий при согласовании планов и отчетов по водоохранным мероприятиям должен быть установлен перечень мер, считающихся водоохранными, а также определены полномочия по разработке механизма зачета платежей.
В статье 23 вперечень показателей, влияющих на работу централизованных систем канализования, необходимо внести температуру сточных вод.
В статье 24 следует уточнить: что является основанием для утверждения лимитов (заявка абонента, водохозяйственный баланс, план водоохранных мероприятий), в каких величинах должны утверждаться лимиты (м3/сут, м3 /месяц, м3/год), возможно ли отличие лимитов от объемов водоотведения, указанных в технических условиях абонента.
Требуют уточнения критерии определения сточных вод, «оказывающих незначительное воздействие на водные объекты» (статья 25), и критерии, по которым различаются «существенное» или «незначительное» негативное воздействие на водные объекты и централизованные системы канализации (пункт 1 «Декларации о сбросе загрязняющих веществ» статьи 26).
Договорные отношения по водоснабжению и канализованию также требуют тщательной доработки. В перечень существенных условий договора канализования (глава 9, пункт 6) не включены лимиты канализования, предусмотренные статьей 24.
Из пункта 7 главы 9 «Договор водоснабжения и договор канализования являются договорами присоединения» следует, что организация ВКХ не должна иметь договорных отношений с абонентами, не имеющими присоединений к централизованным системам водоснабжения и канализации. При этом не учтено, что организации ВКХ могут осуществлять доставку воды из централизованной системы водоснабжения не присоединенным к ней организациям и т. п. Также в систему централизованной канализации поступают сточные воды из неприсоединенных септиков и накопителей. Кроме того, пункт 7 противоречит пункту 3 статьи 29, допускающему использование отдельных тарифов по приему жидких бытовых отходов, поступающих от абонентов, не подключенных к централизованным системам канализования.
В права предприятий ВКХ (статья 39) необходимо внести право запрашивать иполучатьот абонента необходимые сведения и материалы, относящиеся к их системам водоснабжения и канализации; требовать возмещения ущерба, причиненного централизованным системам водоснабжения и канализации, и проверять сведения, указанные абонентом в декларации.
По поводу организации коммерческого учета в сфере ВКХ можно внести следующие замечания. В статье 49 «Общие положения об организации коммерческого учета в сфере водоснабжения и канализования» необходимо ввести понятие «существенное негативное воздействие». Кроме этого, к организациям, на которые распространяется требование по установке приборов учета сточных вод, должны быть отнесены предприятия, претендующие на значительные безвозвратные потери воды, и абоненты, имеющие несколько источников водоснабжения и приемников сточных вод.
Так как проектом закона предусмотрено, что требование об оснащении приборами учета будет распространяться далеко не на всех абонентов организации ВКХ, необходимо дополнительно определить порядок расчета объемов сточных вод для абонентов, не установивших приборы учета. Такой порядок предусмотрен пунктом 56 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации».
В пункте 2 статьи 50 «Организация коммерческого учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод» указано, что «случаи организации коммерческого учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод при отсутствии приборов учета и (или) специально оборудованных узлов учета устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации имогут осуществляться с учетом фактически отпущенного (полученного) объема питьевой воды и принятого (сброшенного) объема сточных вод. Предлагаетсяисключить выделенный текст, поскольку при отсутствии приборов учета объем может быть рассчитан только по нормам.
Следует отметить, что вторая редакция проекта закона более доработана как по структуре, так и по смыслу. Однако для функционирования данного закона необходимо разработать порядка 25 подзаконных актов, без которых нельзя оценить эффективность и механизм осуществления нововведений, предлагаемых проектом закона. На наш взгляд, следует более детально прописать порядок отмены действующих нормативных актов и принятие нормативных актов, предусмотренных федеральным законом.
Принятие Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» должно обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли и минимизировать риски для ведения предпринимательской деятельности. Необходима коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли, а это требует значительного увеличения инвестиций. Но пока нет отраслевого закона, ни о каких инвесторах речи быть не может, а за счет бюджетных средств кардинальные изменения и обновление инфраструктуры невозможны. Следовательно, необходимо «прозрачное» законодательство и понятные для всех «правила игры» на данном рынке услуг.