№1|2011
В РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
bbk 000000
Работа по актуализации СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения»
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
С 1 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии со ст. 6 данного закона, Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких документов), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований закона. В этот перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Соответствующее Распоряжение Правительства РФ «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» вышло в свет 21 июня 2010 г. (№ 1047-р). Определен перечень из восьми национальных стандартов (бывших государственных стандартов – ГОСТ) и 83 сводов правил (бывших строительных норм и правил – СНиП).
Очевидно, что старые СНиП не могут быть введены в действие в виде сводов правил без переработки, в том числе для адаптации документов к новым требованиям в области технической безопасности.
Министерство регионального развития РФ организовало проведение работ по актуализации СНиП, признанных, в соответствии с законом, сводами правил. В программу работ на 2010–2012 годы вошли 90 бывших ГОСТ и СНиП.
Приоритетными направлениями работ по актуализации нормативных документов являются:
- пересмотр СНиП, являющихся доказательной базой Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
- выполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений»; - выполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- выполнение приказа Минрегионразвития РФ от 28 мая 2010 г. № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»;
- гармонизация нормативных документов с международными и европейскими стандартами, а также с национальными нормами и стандартами зарубежных стран.
Актуализация формально не означает разработку нового документа. Актуализированные СНиП выйдут под тем же номером, с новым годом утверждения и вторым названием «Свод правил».
Таким образом, заканчивается период неопределенности в отечественном инженерно-строительном нормировании, связанный с принятием Федерального закона «О техническом регулировании», который практически отменил всю существовавшую на тот момент (2003 г.) нормативную базу, оставляя ее (в частности, СНиП) действующей только в части обеспечения безопасности, вплоть до разработки новых документов.
Структуру и состав новых нормативных документов предполагалось ограничить техническими регламентами по различным отраслям и объектам хозяйствования. Однако за прошедший период (до 2010 г.) ни один технический регламент по водоснабжению и канализации не только не принят, но и не прошел первое чтение в Государственной думе. Следует отметить, что разработанные в отрасли проекты технических регламентов не были нацелены на регулирование ни технологических, ни строительных вопросов проектирования конкретных сооружений водоснабжения и водоотведения.
Наряду с формальной причиной важнейшим аргументом в пользу пересмотра отраслевых документов СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» является их чрезвычайно затянувшийся (около 25 лет!) срок действия. В советское время такие нормы пересматривали каждые 10–12 лет. Обычный срок их переработки был пропущен в связи с попыткой перехода на принципиально новую систему технического регулирования.
На сегодняшний день многие положения существующих редакций СНиП не соответствуют современному уровню науки и техники и тормозят прогресс в отрасли. В то же время нередко органы государственной экспертизы продолжают ссылаться на них при рассмотрении проектной документации.
В Советском Союзе практически не существовало промышленного производства в отрасли водоснабжения и канализации (в современном понимании). Несколько предприятий выпускали насосное оборудование. Остальное оборудование (арматура, приборы и т. п.) для объектов водоснабжения и канализации вынужденно применялось из общепромышленного сортамента, что не всегда соответствовало оптимальным параметрам. Использование импортного оборудования и технологий практически исключалось.
Произошедшие политические и экономические перемены сыграли важную роль в информационном, проектном и практическом аспектах развития отрасли. Многократно возросло число технологий, которые уже применяются либо анализируются для внедрения. Рынок в значительной степени насыщен разнообразным специализированным оборудованием как импортного, так и отечественного производства.
Произошла «либерализация» расчетно-методических подходов при проектировании сооружений отрасли, во многом вынужденная. Во-первых, появились целые классы технологических процессов, для которых в СНиП отсутствуют расчетные системы. Во-вторых, по большинству расчетных задач используется не одна, а несколько расчетных методик. Это объясняется, в том числе, активной ролью, которую на рынке проектирования играют зарубежные производители, проектные бюро и их российские партнеры, притом что в ведущих зарубежных странах исторически сложились различные расчетные системы.
Сравнительный анализ этих расчетных систем представляет собой огромную научную задачу не только для России, но и для всего мирового отраслевого сообщества. Для ее решения (насколько это возможно и целесообразно), в частности, сформированы и действуют рабочие группы Всемирной водной ассоциации (IWA) и других межгосударственных отраслевых структур. Однако разнообразие расчетно-методических подходов не преодолевается, а, скорее, расширяется, так как разрабатываются все новые технологические решения. Значительная доля работ по проектированию выполняется подразделениями крупных зарубежных холдингов, предлагающих заказчикам собственные разработки и системы расчета.
Существенным моментом является то, что создание наружных сетей и сооружений водоснабжения и канализации – сегмент строительства, вероятно, наиболее насыщенный методами и подходами различных отраслей знаний. При строительстве инженерных объектов наряду с традиционно используемыми методами таких дисциплин, как материаловедение, механика грунтов, электротехника, гидравлика, гидрология и др., наша подотрасль все больше использует системы расчетов из прикладной биохимии, химии, физики, физической химии и др.
Все эти факторы обусловили подход к переработке отраслевых СНиП, предусматривающий исключение единых безальтернативных расчетных систем, присутствовавших прежде, и сконцентрировались на общих инженерных требованиях безопасности, а также энергоэффективности. Таким образом, нормативные документы (СНиП) в основном должны включать следующие обязательные положения:
- строительные требования к объектам, обеспечивающие безопасность их возведения, монтажа, устойчивость к внешним воздействиям природной среды и эксплуатационным нагрузкам оборудования;
- требования к надежности конструктивных и технологических решений при их эксплуатации на расчетные сроки;
- условия техники безопасности, охрана труда обслуживающего персонала объекта, жизни и здоровья населения.
Строительные нормы и правила (своды правил) не должны навязывать конкретные технологии и сооружения, так как их выбор зависит от исходных данных обрабатываемой среды (воды, сточных вод, осадка и т. п.), требований контролирующих органов (охраны окружающей среды, здоровья человека), а также от состояния источника водоснабжения и водного объекта – приемника сточных вод.
Строительные нормы и правила должны обеспечить возможность обоснованного выбора и применения новейших технологий и оборудования, обеспечивающих необходимую и экономически обоснованную эффективность на основе концепции применения наилучших доступных технологий (НДТ), при гарантии их разработчиков.
СНиП по водоотведению не должны содержать специфических требований и рекомендаций, относящихся не к коммунальным сточным водам, а к промышленным, сельскохозяйственным и др. Рекомендации по очистке специфических сточных вод должны отражаться в информационно-справочных материалах по отраслям, которые будут разрабатываться в рамках планируемого в РФ перехода на комплексное технологическое нормирование предприятий-природопользователей.
В целях гармонизации с одновременно реформируемым в РФ экологическим законодательством СНиП по наружным системам водоотведения должны ориентироваться в своих требованиях на глубину очистки сточных вод, соответствующую НДТ. То есть применительно к коммунальным сточным водам СНиП не должны предъявлять требования к извлечению тяжелых металлов, других специфических загрязнений, так как такие технологии в настоящее время отсутствуют.
СНиП не должны дублировать положения других нормативных документов, частично используемых в проектировании, ограничиваясь ссылками на них.
Исключение из СНиП большинства расчетных систем не означает отказ государства от участия в этой области технического регулирования. Работа по стандартизации расчетных систем и инженерных требований будет продолжена на основе одного из базовых требований Федерального закона № 384-ФЗ, согласно которому «в перечень национальных стандартов и сводов правил … могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения».
Таким образом, после принятия данных общих сводов правил может и должна быть продолжена разработка других, частных (по проблематике) сводов правил, добровольно выбираемых участниками инвестиционно-строительного процесса. В первую очередь в этом качестве должны быть закреплены те расчетные системы, которые содержались в старых СНиП и выдержали испытание временем (с необходимыми изменениями и дополнениями).
Наряду с конкретными требованиями технической безопасности (в том числе влияющими на качество питьевой и очищенной воды), а также энергоэффективности важным новым направлением в актуализации является определение обязательных алгоритмов работы проектировщика по выбору и обоснованию принимаемых технических решений.
В соответствии с программой Минрегионразвития РФ, ведется работа по пересмотру (актуализации) СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». Согласно этой программе, подведомственное министерству ФГУ «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (на его сайте certif.org можно ознакомиться с полным текстом программы Минрегионразвития РФ по стандартам и сводам правил) заключило договор на пересмотр (актуализацию) СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» с ООО «Росэкострой»*.
В состав рабочей группы входят представители ведущих проектных, научно-исследовательских и учебных организаций России: ОАО «МосводоканалНИИпроект», ОАО «НИИ ВОДГЕО», СПбГАСУ, ОАО «ЦНИИЭП инженерного оборудования», ООО «Гипрокоммунводоканал» (т. е. практически
все организации, участвовавшие в разработке предыдущих изданий, за исключением оказавшихся за пределами РФ). В настоящее время специалисты (включая автора этой статьи) осуществляют работу по актуализации СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». Первым этапом этой работы, который должен завершиться в декабре 2010 г., является первая редакция обоих переработанных СНиП (сводов правил). К моменту выхода в свет данного номера журнала проекты документов должны находиться на стадии обсуждения, будучи доступными на сайтах Росстандарта и ФГУ «ФЦС».
Принимая во внимание гигантский объем изменений, произошедших в отрасли, а также чисто методические сложности нового подхода к нормированию, не следует относиться к этим проектам как к законченным не только в деталях, но и в структуре и основных принципах.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения участвует в работе над СНиП и, по возможности, координирует ее с другими процессами совершенствования нормативной базы отрасли.
РАВВ и редакция журнала обращаются ко всем заинтересованным организациям и специалистам с просьбой принять активное участие в доработке этих документов. Очень важны как принципиальные методологические замечания, так и конкретные предложения по изменению (дополнению) отдельных инженерных требований. Уважаемые коллеги, по возможности, формулируйте предложения по доработке в позитивной форме (как, по вашему мнению, надо изложить тот или иной пункт или раздел). Ваши предложения просьба присылать на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Информация о ходе работы над СНиП (сводами правил) будет размещена на сайтах РАВВ и журнала.
Учитывая сжатые сроки работ, просьба не откладывать направление предложений по совершенствованию этих важнейших для отрасли инженерно-технических документов.
___________________
* Выбор этой организации, работающей, в частности, на рынке проектных работ в области водоснабжения и водоотведения как головного исполнителя, был в значительной степени обусловлен тем, что в ней в настоящее время трудятся руководители разработки предыдущих выпусков СНиП Е. Н. Жиров и Г. М. Мирончик.