№8|2010
ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ
bbk
УДК
Система дезинфекции Oxiperm Pro для заправки самолетов водой
Аннотация
Описана система дезинфекции Oxiperm Pro для заправки самолетов водой и ее применение в Германии
Ключевые слова
Скачать статью в журнальной верстке PDF
Международный аэропорт Дюссельдорф (DUS) был открыт 19 апреля 1927 г. В настоящее время это самый важный узел международного сообщения Северного Рейна – Вестфалии. Аэропорт Дюссельдорф является третьим по величине в Германии, принимая во внимание объем пассажиропотока. Ежегодно 77 авиалиний доставляют более 18,1 млн. человек из Дюссельдорфа в 180 пунктов назначения в 50 странах (данные 2008 г.). В среднем ежедневный пассажиропоток составляет 49 тыс. человек (625 вылетов).
Наземное обслуживание
В аэропорту Дюссельдорф за техническое обслуживание и обеспечение самолетов отвечают две компании наземного обслуживания: AVIA-Partner и FDGHG (Flughafen Dusseldorf GroundHandling GmbH). В дополнение к очистке самолетов, дозаправке керосином, оформлению и обработке багажа самолеты заправляются питьевой водой, которая используется для приготовления напитков, в пароварочных аппаратах, а также в санузлах на борту. В распоряжении компании AVIA-Partner два автомобиля с пресной водой на 500 и 1500 л, фирма FDGHG использует три автомобиля с резервуарами на 3000 л каждый. Автомобили заполняются пресной водой на центральном пункте, а затем подъезжают к соответствующим самолетам. На центральном пункте заправки установлены катушки с 1 1/4’’ шлангами для питьевой воды, а также калиброванный адаптер соединения. Адаптер присоединяется к автомобилю с пресной водой и заполняется после очистки. Заправка автомобиля на 3000 л занимает около 11 минут.
Заправка самолетов водой
После заливки в автомобили чистой питьевой воды они подъезжают к самолетам. Встроенная подъемная платформа помогает технику достать заправочный штуцер для питьевой воды, который обычно находится в задней нижней части самолета. Емкость резервуара для воды в самолетах составляет от 400 до 800 л. Заправочный шланг соответствует Германскому предписанию о питьевой воде и техническим правилам DVGW – W 270 и VP 549, поэтому возможность микробного загрязнения и образования биопленки в нем сведена к минимуму. Кроме того, автомобиль оснащен специальной системой защиты от замерзания.
Почему используется диоксид хлора?
Аэропорт Дюссельдорф выбрал систему Oxiperm с диоксидом хлора, так как она осуществляет дезинфекцию даже при низкой концентрации диоксида хлора. Кроме того, диоксид хлора обладает пролонгированным действием обеззараживания. Он также диффундирует в биопленку и таким образом удаляет ее из водопроводных труб. В связи с этим мы можем говорить не только о кратковременной поверхностной дезинфекции, а о продолжительной, так как с удалением биопленки уничтожается среда обитания микробов. Другим решающим фактором в пользу системы Oxiperm Pro был низкий риск коррозии в этой системе, так как оба начальных компонента – 9-процентная разбавленная соляная кислота и 7,5-процентный разбавленный раствор хлорита натрия – реагируют с диоксидом хлора в объемном соотношении 1:1. Другие системы с диоксидом хлора работают при соотношении 1:3, т. е. два литра разбавленной соляной кислоты не реагируют с диоксидом хлора и поэтому могут вызвать коррозию материала трубы.
Технология
Труба DN 65 из нержавеющей стали соединяет систему центрального питьевого водоснабжения с помещением для резервуаров с пресной водой. Обе компании, AVIA и FDGHG, располагают своими системами дезинфекции и системами резервуаров. Поэтому питающая линия расходится на две трубы DN 50 из нержавеющей стали. Питьевая вода проходит через фильтр и сепаратор системы к электромагнитному водомеру, который измеряет расход и передает сигнал (4–20 мА) в систему Oxiperm Pro. Во время заполнения резервуара автомобиля питьевой водой Oxiperm Pro дозирует диоксид хлора пропорционально ее количеству.
Согласно Германскому предписанию о питьевой воде и техническим правилам, критическое значение содержания диоксида хлора в питьевой воде не должно превышать 0,2 мг/л. Дозировочный насос с шаговым двигателем, установленный в системе Oxiperm Pro, обеспечивает точное дозирование необходимого количества диоксида хлора. Рядом с инжекционным клапаном находится измерительная ячейка, которая определяет концентрацию дозированного диоксида хлора и передает измеренное значение на двухканальное устройство записи. Дополнительное внешнее анализирующее устройство не требуется, поскольку система Oxiperm Pro оснащена встроенным измерительным усилителем, что позволяет проводить измерения быстро и эффективно в соответствии с Германским предписанием о питьевой воде и техническими правилами. В системе управления Oxiperm Pro можно также задать предельное значение концентрации диоксида хлора, исключив возможность случайной передозировки.
Юридический аспект
К системам питьевого водоснабжения самолетов предъявляются требования и нормы, отличные от требований, предъявляемых к питьевой воде в стационарных системах (зданиях). В части 2 стандарта DIN 2001 (Подача питьевой воды из небольших и нестационарных установок) говорится о системах питьевого водоснабжения на кораблях, наземных транспортных средствах и самолетах. Кроме того, в Германском предписании о питьевой воде и технических правилах (§ 3, определения) дается следующее определение установок подачи питьевой воды: «Установки, из которых максимум 1000 м3 воды отбирается или распределяется для нужд людей (небольшие установки), а также другие нестационарные установки». В дополнение к этому существуют Европейские нормы авиационной промышленности (JAR 25x799) и местные санитарные нормы для заправочных станций в аэропортах. В отношении заправки питьевой водой также действуют нормы Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (IATA AHM 440 – Питьевая вода), согласно которым самолеты должны заправляться питьевой водой не ранее чем за 30 мин до взлета. Кроме того, предусмотрена дезинфекция питьевой воды. Департамент здравоохранения берет пробу воды в помещении для резервуаров каждые три месяца и один раз в месяц пробу из автомобилей с резервуарами, чтобы гарантировать безукоризненную гигиену питьевой воды.
Установленное оборудование GRUNDFOS включает: две системы Oxiperm Pro по ClO2 на 5 г с насосом цифрового дозирования DDI 209; две измерительные ячейки Aquacell для диоксида хлора; газоанализатор DIS-G для контроля концентрации газообразного диоксида хлора; двухканальный пишущий прибор. Компания GRUNDFOS обеспечивает техническое обслуживание и запуск оборудования.
Преимущества оборудования GRUNDFOS: безукоризненная дезинфекция даже при низкой концентрации диоксида хлора; отсутствие побочных продуктов (запаха хлора); минимальный риск коррозии и снижение эксплуатационных расходов благодаря смешиванию обоих начальных компонентов в соотношении 1:1; встроенный измерительный усилитель для выполнения требований Германского предписания о питьевой воде; точное дозирование благодаря цифровым дозировочным насосам DDI 209 с шаговым электродвигателем. Благодаря предельному значению диоксида хлора превышение объема дозирования исключено.