№6|2010

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

Итоговая резолюция Третьего Невского международного экологического конгресса

Аннотация

14 и 15 мая в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под эгидой Совета Федерации РФ в третий раз собрался Невский международный экологический конгресс. В центре внимания этого представительного и авторитетного форума – экологизация природопользования как основы модернизации национальных экономик.

 

 

Скачать статью в журнальной верстке PDF

06-01-ris

14 и 15 мая в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под эгидой Совета Федерации РФ в третий раз собрался Невский международный экологический конгресс. В центре внимания этого представительного и авторитетного форума – экологизация природопользования как основы модернизации национальных экономик.

Участники Третьего Невского международного экологического конгресса «Экологизация природопользования – основа модернизации экономики в равновесии с природой», представляющие законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, структуры бизнеса, организации образования и науки государств – участников СНГ, а также международные организации, констатируют, что:

в условиях преодоления мирового финансово-экономического кризиса особенно возрастает необходимость проведения согласованной в международном масштабе антикризисной политики, которая качественно снижала бы экологическую нагрузку на природу, минимизировала наносимый ей ущерб;

на повестке дня стоит задача формирования глобальной системы экологической безопасности, адекватной остроте возникающих экологических и климатических рисков, способной их прогнозировать, упреждать и оперативно реагировать на них;

только система стимулируемых инноваций способна минимизировать наносимый природе ущерб, предотвратить деградацию экологической системы, устранить опасность, которую представляет для здоровья нынешних и будущих поколений загрязнение планеты;

государства в партнерстве с хозяйствующими субъектами и организациями гражданского общества призваны выступить политическими инициаторами, стимуляторами и субъектами экологической политики, способствующей экологической модернизации экономики, которая не будет ориентирована на безудержное потребление ресурсов;

в рамках устойчивого развития интенсивное и ускоренное внедрение наилучших доступных экологических технологий является столь же значимым глобальным приоритетом, как и рост экономики;

отношение к природе, экологическое мышление и поведение являются показателями культуры и нравственности.

Участники Третьего Невского международного экологического конгресса,

руководствуясь духом Всеобщей декларации прав человека, принятыми международными правовыми актами и правовыми актами государств – участников СНГ в области прав человека, экологии и охраны окружающей среды;

стремясь сохранить Землю как гармоничную и сбалансированную экосистему;

ориентируясь на поддержание баланса природных систем планеты и антропосферы;

акцентируя вниманиена необходимости перехода к интенсивной, щадящей экологию экономике, вовлечения делового сообщества и институтов гражданского общества в решение экологических проблем;

рассматривая в качестве важнейшего направления экологизацию экономики через внедрение энергосберегающих, малоотходных технологий, глубокой переработки сырья и отходов,

приняли настоящую Итоговую резолюцию.

В целях успешного решения экологических проблем участники конгресса полагают целесообразным:

выстраивать модель отношений человека и природы, нацеленную на сбалансированное решение экономических и экологических задач;

укреплять международную правовую базу в области рационального использования лесных и водных ресурсов;

развивать международные механизмы экологического страхования;

способствовать повышению роли и влияния экологических институтов в структуре Организации Объединенных Наций;

содействовать формированию института независимой экспертизы по различным экологическим направлениям;

улучшать правовые основы и практические механизмы реализации совместных международных проектов, в том числе Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к данной конвенции;

развивать международную практику привлечения целевых экологических инвестиций;

вести активный поиск дополнительных источников финансирования природоохранных программ;

способствовать реализации национальных стратегий устойчивого развития, а также созданию дополнительных международных механизмов в области устойчивого развития;

переходить от отдельных природосберегающих мер к общим комплексным системам экологического менеджмента и аудита, основанным на современных экологических стандартах;

считать важным показателем экономического состояния «зеленый рост» – развитие экономики на основе широкого применения самых передовых чистых и безопасных технологий;

способствоватьразработке и внедрению новых, максимально безопасных технологий получения энергии из альтернативных источников, пригодных для массового применения;

распространять передовой опыт применения инновационных решений в сфере переработки и использования бытовых и промышленных отходов;

придать новое качество сотрудничеству в области распространения экологически чистых экономичных технологий и безопасных практик природопользования;

развивать практику приграничного сотрудничества в области рационального хозяйственного использования трансграничных природных объектов;

совместно с общественными объединениями содействовать проведению на международном межправительственном уровне
ряда конференций в области охраны окружающей среды;

добиваться максимально широкой общественной поддержки в решении задач экологизации природопользования;

содействовать развитию экологической культуры;

активнее привлекать средства массовой информации в целях более широкой пропаганды экологической культуры населения и здорового образа жизни;

способствовать повышению роли общественных организаций и образовательных учреждений по формированию у граждан экологической этики, их привлечению к активному участию в проектах в сфере энергосбережения, эффективного использования вторичного сырья;

рассмотреть вопрос о включении в систему дошкольного и школьного обучения специальных курсов экологии;

активнее пропагандировать здоровый образ жизни.

Для успешного решения экологических проблем государств Содружества участники конгресса считают необходимым:

усилить работу по обмену опытом в области разработки стратегий и тактик противодействия экономическому кризису и выходу из него с учетом усиления экологизации экономики;

содействовать изучению и распространению успешных практических наработок в области экологизации экономики и природосбережения, реализованных в странах Содружества;

повысить координацию совместных действий государств – участников СНГ в рамках международных экологических организаций и соглашений;

продолжить трансграничное сотрудничество в сфере сохранения и охраны природных объектов, внедрения экологических инноваций, альтернативных технологий и источников энергии;

формировать правовую базу, финансовые и налоговые механизмы для стимулирования предприятий и организаций, которые модернизируют производство, реализуют природоохранные мероприятия, отвечают требованиям охраны здоровья и защиты окружающей среды;

активизировать работу в области адаптации и выработки современных стандартов и норм, способствующих как сохранению природы, так и развитию экономики;

активизировать разработку международных и национальных законодательных актов в сфере природопользования, энергоэффективности и охраны окружающей среды, способствовать их принятию и реализации;

рекомендовать Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ продолжить разработку модельных законов «О стратегической оценке состояния окружающей среды», «Об экологическом аудите», «О рациональном использовании и охране трансграничных вод» и «Об экологическом страховании» (новая редакция);

рекомендовать Исполнительному комитету СНГ уделить особое внимание процедуре внутригосударственных согласований проекта новой редакции Конвенции об экологической безопасности государств – участников СНГ и приложений к ней;

более широко использовать модельное экологическое право при формировании национального природоохранного законодательства стран Содружества;

доработать общие правила управления водными и лесными ресурсами и их использования, единую систему комплексных природоохранных норм и разрешений для промышленных предприятий;

предложить Исполнительному комитету СНГ возобновить практику ежегодных сессий Межгосударственного экологического совета, приурочив их проведение к Невскому международному экологическому конгрессу;

рекомендовать парламентам государств – участников СНГ провести анализ реализации решений и рекомендаций Невского международного экологического конгресса в своих странах.

Для успешного решения экологических проблем в Российской Федерации участники конгресса полагают целесообразным:

решать задачи снижения негативного воздействия на природу в контексте всесторонней модернизации страны;

обеспечивать практическое соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

двигаться в направлении усиления возможностей государства и общества в сфере экологического контроля и экологической экспертизы;

активизировать очистку водных ресурсов, обеспечивать строительство, реконструкцию, техническое перевооружение очистных сооружений;

уточнить систему бесплатности и платности природопользования, а также систему ценообразования, полностью учитывающую экологические ущербы и риски;

совершенствовать систему экологического нормирования, порядок расчета и взимания платы за вредное воздействие на природу;

совершенствовать систему показателей оценки состояния окружающей среды;

обеспечить поддержку реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889, наметившего задачу снижения к 2020 г. энергоемкости ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г.;

ускорить разработку федерального закона об экологическом страховании;

скорректировать Экологическую доктрину Российской Федерации с учетом новых задач, требований, принятых правовых актов;

более широко использовать наработки в области модельного экологического права СНГ при формировании российского природоохранного законодательства;

содействовать внедрению передовых государственных стандартов в области ресурсосбережения (сокращения потерь ресурсов, обращения с отходами, внедрения наилучших доступных технологий, экологических требований к упаковке), подготовленных с учетом международного опыта;

ускорить согласование, доработку и принятие новых технических регламентов, их приведение в соответствие с международными экологическими стандартами;

ускорить разработку и принятие мер, призванных стимулировать хозяйствующие субъекты к модернизации производств, внедрению наилучших доступных технологий, инвестированию в экологические программы и инновации (с помощью системы льгот, кредитов и субсидий);

шире использовать при строительстве зданий и сооружений ресурсосберегающие технологии и экологически безопасные материалы;

уточнить понятийный аппарат, критерии и обоснование выбора наилучших доступных технологий;

аккумулировать сведения о наилучших доступных технологиях, реализованных промышленными объединениями и ассоциациями; разрабатывать рекомендательные справочные документы по наилучшим доступным технологиям для различных отраслей промышленности;

осуществлять массовую подготовку специалистов по применению экономичных и низкоэмиссионных технологий;

более активно использовать возможности международного экологического сотрудничества для технологической модернизации России при одновременном развитии собственных инноваций;

обобщить результаты региональных пилотных проектов, посвященных поиску альтернативных решений для «энергоэффективного города», инновационной и малой комплексной энергетике, «энергоэффективному социальному сектору» и др.;

применять инновационные решения в сфере переработки и использования бытовых и промышленных отходов;

усиливать механизмы государственной поддержки предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;

стимулировать производство экологичной упаковки, создание новых видов продукции, произведенной с использованием отходов в качестве вторичного дополнительного ресурса;

развивать систему сбора и утилизации пришедших в негодность автомобилей;

разрабатывать меры экономического поощрения производства продукции с лучшими экологическими характеристиками;

более полно учитывать экологические характеристики товаров и услуг при осуществлении государственных закупок;

отработать механизм отбора энергоэффективной и экологичной продукции при проведении тендеров и заключении контрактов для государственных и муниципальных нужд с коррекцией соответствующего законодательства;

двигаться в направлении формирования в России единой целостной системы экологического маркирования и сертификации с учетом международных стандартов; содействовать созданию особых узнаваемых российских товарных знаков для маркирования качественной, экологически безопасной продукции;

содействовать обмену передовым опытом экологизации, экологическому просвещению населения, проведению общественного экологического контроля и экспертизы.

Участники конгресса заявляют, что вопросы обеспечения экологической безопасности, модернизации экономики и энергоэффективности должны рассматриваться системно и комплексно. Для успешного решения ключевых экологических проблем необходимы решительные действия государственных органов, ответственность бизнеса, активное участие гражданского общества и ориентированное на сохранение природы поведение граждан.

Участники конгресса призывают органы государственной власти всех стран, политиков, представителей средств массовой информации, граждан пропагандировать и проводить в жизнь основные положения настоящей Итоговой резолюции и рекомендации «круглых столов», выработанные в ходе работы третьего Невского международного экологического конгресса.

 

Журнал ВСТ включен в новый перечень ВАК

Шлафман В. В. Проектирование под заданную ценность, или достижимая эффективность технических решений – что это?

Banner Kofman 1

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Устаревшие версии не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.