№3|2010

 

bbk 000000

УДК 727.7:556

Пшеничная С. В., Введенский О. В.

Культурно-образовательная роль мультимедийного комплекса «Вселенная воды»

Аннотация

Рассказано об уникальном музее воды в Санкт-Петербурге, не имеющем аналогов в мире. Мультимедийный комплекс «Вселенная воды» является культурно-досуговым и учебным центром для всех категорий посетителей

Ключевые слова:

, ,

 

Скачать статью в журнальной верстке PDF

Мультимедийный комплекс «Вселенная воды» располагается в Санкт-Петербурге в бывшем промышленном сооружении «Резервуар», созданном в 1887–1889 годах по английской технологии отечественными архитекторами И. А. Мерцем и Э. Г. Шуберским. В течение длительного периода времени сооружение служило емкостью для стратегических запасов питьевой воды, а сегодня благодаря стараниям работников петербургского Водоканала, музейных сотрудников, вузовских специалистов, художников и дизайнеров высочайшего профессионального уровня обрело вторую жизнь. «Резервуар» является уникальным музейным объектом, не имеющим аналогов в мире.

Оригинальные, аутентичные музейные экспонаты гармонично сочетаются с интерактивным медиа-пространством. Музейная экспозиция «Резервуара» включает 32 монитора, на которых идет показ фильмов о воде разных тематических направлений: культурологического, философского, мифологического, религиоведческого, краеведческого, валеологического, естественно-научного и т. д.

03_13_ris_01

Музейная экспозиция комплекса условно делится на три информационных блока:
вода в природе;
значение воды в традиционной культуре разных народов;
вода и Петербург.

Таким образом, новый музейно-мультимедийный комплекс «Вселенная воды» максимально раскрывает:
представления человека о водной составляющей нашей планеты и свойствах воды;
историю создания Санкт-Петербурга как города, где вода имеет не только бытовое и промышленное значение, но является градообразующей структурой, источником научных, инженерных и культурных достижений;
значение воды в деревенском быту, мифологических и религиозных представлениях.

03_13_ris_02

Музейное пространство помогает экскурсоводам эффективно выстраивать множественные логические связи между вышеобозначенными блоками, что позволяет в перспективе существенно расширить диапазон образовательных услуг через тематические экскурсии на интерактивной основе. На базе комплекса были успешно апробированы игровые интерактивные программы «Загадки Вселенной», «Фонтан любви, фонтан живой». Также планируется создание новых образовательных программ, связанных с проведением массовых праздников.

Благодаря научно-педагогической помощи ученых в создании закадрового текста документальных фильмов, их содержание адаптировано для учащихся средних и высших учебных заведений и во многом соответствует ключевым темам образовательных программ гуманитарных и естественно-научных предметов, а тщательно отобранный видеоряд представляет дидактическую ценность как для школьников, так и для студентов вузов.

Опыт работы музейного комплекса показал, что благодаря акустическим гидам и видеофильмам экскурсантам можно объяснить и наглядно показать некоторые природные процессы, связанные с водой, что не всегда удается сделать, используя лишь статичные экспонаты.

03_13_ris_03

Работники комплекса «Вселенная Воды», имея в распоряжении современные музеографические средства, стараются многосторонне воздействовать на восприятие посетителя, вовлечь его в интерактивное информационное пространство. Особенно эффективны новые методы экспонирования в диалоге с детской аудиторией. Использование световых, видео- и аудиоэффектов, различных интерактивных устройств помогает учащимся лучше усваивать информацию благодаря тому, что она сопряжена с определенными эмоциональными переживаниями.

К примеру, в мультимедийном комплексе размещены сенсорные информационные экраны, работа с которыми позволяет экскурсантам самостоятельно ознакомиться с обрядами, связанными с водой на Руси, а также с водной системой Петербурга, с тем, как преобразовывалась дельта реки Невы усилиями петербуржцев, увидеть город с космического спутника.

Благодаря современным техническим средствам во «Вселенной воды» демонстрируются интересные спецэффекты, например, близость реки Невы, иллюзия выпадения снега, дождя, появление радуги и т. д.

03_13_ris_04

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение традиционных музейных экспонатов, дополняющих содержание короткометражных фильмов, демонстрируемых на экранах.

Многие экспонаты не спрятаны в витрины, их можно «потрогать руками»: к примеру, покачать ручной насос; потрогать гнейс, подвергнутый длительному воздействию воды; провести опыт, демонстрирующий свойство воды как уникального растворителя. Среди экспонатов, посвященных разделу «Вода в природе», наиболее примечательным является стеклянный глобус, наполненный водой, как символ того, что вода – основа жизни. Он наглядно показывает соотношение соленой и пресной воды, демонстрируя ценность последней, составляющей 3% мировых запасов. В разделе, посвященном значению воды в традиционной культуре, неизменный интерес представляет лодка-долбленка, специально изготовленная мастером из Подпорожского района Ленинградской области для музейного комплекса. В разделе, посвященном городу, удивляет простота экспозиционного решения, благодаря которому посредством стеклянных пластин, выстроенных в хронологическом порядке, проиллюстрировано общее количество наводнений для западной части Приневской низменности, где и был основан Санкт-Петербург.

Экспозиционное пространство включает даже стены комплекса, которые представляют своеобразные инсталляции, на которых показано значение воды для жизни на нашей планете, взаимодействие воды с металлами, разрушение известняка под воздействием воды, благодаря которому возникают уникальные карстовые ландшафты на Земле. Для максимального удобства экскурсантов на напольном покрытии природным лабрадоритом изображен «образовательный маршрут», а различными породами итальянского мрамора выстроена картина мира по представлению славян и показано место воды в ней. На стеклах, которые окружают колонны зала, приведены различные статистические данные о воде, литературные и научные высказывания, изображения. Эти «шпаргалки» составляют как бы третий информационный слой экспозиции.

03_13_ris_05

Ключевые цели воспитательной функции комплекса «Вселенная Воды» можно определить следующим образом:
формирование эмоциональной культуры – умение восхищаться красотой и величием природы, личностного восприятия природы;
формирование бережного отношения к природе через приобщение к современной экологической культуре мегаполиса и привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

Ключевые цели образовательной функции комплекса:
формирование целостного образного восприятия такой природной стихии, как вода;
развитие визуального мышления и художественного восприятия;
формирование необходимых знаний о воде с позиции естествознания, краеведения, этнографии и т. д.;
формирование представления о материальной культуре города, инженерном творчестве;
ознакомление с современными методами изложения информации, в частности, с такими элементами экспозиции музея, как медиа- и интерактивные средства.

Роль музея «Вселенная воды» как культурно-досугового и учебного центра для всех категорий посетителей независимо от возраста, личных и профессиональных интересов бесспорно велика.

Комплекс может стать одной из дополнительных составляющих школьного образования, так как он является школой визуального и пространственного восприятия. Осваивая язык вещей, ребенок постигает культурное значение и рукотворность предметно-пространственной среды города (на примере Санкт-Петербурга), с одной стороны, и уникальную ценность, незаменимость объектов природной среды, с другой.

 

Журнал ВСТ включен в новый перечень ВАК

Шлафман В. В. Проектирование под заданную ценность, или достижимая эффективность технических решений – что это?

Banner Kofman 1

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Устаревшие версии не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.