№2|2010
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
bbk 000000
УДК 628.16.32.004.658.5
Информационные технологии в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Аннотация
Для реализации оперативного управления предприятием и своевременного решения производственных задач в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» была создана Корпоративная цифровая сеть с интеграцией служб, представляющая собой смешанную структуру, состоящую из собственных магистральных волоконно-оптических каналов, радиорелейных линий передачи данных и корпоративной телефонии, а также арендованных каналов передачи данных ведущих операторов Санкт-Петербурга.
Ключевые слова:
информационные технологии , телефония , радиосвязь , передача данных
Скачать статью в журнальной верстке PDF
В век информационных технологий оперативное управление предприятием не может осуществляться без современных цифровых сетей связи. Данный факт обусловлен большими объемами передаваемой информации, высокими требованиями к скорости передачи, достоверности и информационной защищенности. Для реализации оперативного управления предприятием и своевременного решения производственных задач в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» была создана Корпоративная цифровая сеть с интеграцией служб. На сегодняшний день эта сеть представляет собой смешанную структуру, состоящую из собственных магистральных волоконно-оптических каналов, радиорелейных линий передачи данных и корпоративной телефонии, а также арендованных каналов передачи данных ведущих операторов Санкт-Петербурга. Основным критерием выбора каналов связи для объектов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является экономическая составляющая – срок окупаемости. Учитывая продолжительность процедуры организации канала связи, достаточно широко применяются временные решения для подключения удаленных объектов по технологиям GPRS/EDGE и CDMA2000 1X EV-DO операторов подвижной радиотелефонной связи.
Основными каналами передачи данных между удаленными объектами являются оптические каналы с высокой пропускной способностью (от 100 Мб/с до 1 Гб/с), обслуживающие ресурсоемкие программные продукты и базы данных, включая специально созданную геоинформационную систему. В качестве вторичных (резервных) каналов передачи данных используются радиорелейные линии с пропускной способностью 2 Мб/с. Схемой организации связи предусмотрено резервирование каналов передачи данных и телефонии на наиболее важных направлениях.
В 2006 г. для обеспечения бесперебойной работы каналов, связывающих берега р. Невы, была предусмотрена прокладка собственного кабеля под руслом реки (рис. 1) для связи объектов, расположенных на правом берегу, с филиалами на участке: ул. Комсомола, 19 – Кавалергардская ул., 42. Скорость передачи данных на этом направлении увеличилась в 500 раз.
Корпоративная телефонная сеть предприятия состоит из учрежденческих производственных автоматических телефонных станций типа «Меридиан» (рис. 2), связанных между собой выделенными каналами с пропускной способностью 2 Мб/с. Такие АТС установлены на главных производственных площадках, в производственно-эксплуатационных управлениях филиалов. Смонтированная абонентская емкость сети более 5 тыс. номеров. Количество городских телефонных номеров превышает 800.
Вследствие широкого применения сотовой связи в производственной деятельности количество звонков на федеральные номера сотовых операторов со стационарных телефонов (внутризоновые соединения) неуклонно растет. При этом большинство звонков производилось на номера оператора сотовой связи ОАО «Мегафон».
Было решено подключить многоканальный городской телефонный номер от ОАО «Мегафон» для перенаправления исходящих звонков со стационарных телефонов на федеральные телефонные номера ОАО «Мегафон» с использованием указанного городского номера в качестве исходящего. При этом тарификация исходящих звонков как внутрисетевых в ОАО «Мегафон» позволила снизить затраты на внутризоновые звонки в 3 раза. Учитывая достигнутый эффект и результаты анализа статистики по звонкам на номера операторов стандартов GSM и CDMA, в конце 2009 г. было принято решение по установке и подключению к АТС предприятия шлюзов с установленными SIM-картами ОАО «МТС» и RUIM-картами ЗАО «Дельта-Телеком». Ожидаемый экономический эффект – дополнительное сокращение расходов на внутризоновые звонки на 20%.
Основой взаимодействия структурных подразделений между собой (диспетчерских, бригад аварийно-восстановительных работ, аварийно-спасательного центра и др.) является подвижная транкинговая радиосвязь на базе оборудования стандарта «SmartZone» компании «Motorola». В повседневной деятельности подразделениями используются следующие средства радиосвязи: абонентские радиостанции (мобильные и портативные) и радиоудлинители – более 1000 единиц, радиотелефоны и модемы GSM (ОАО «МТС», ОАО «Мегафон»), CDMA (ЗАО «Дельта-Телеком») – более 2000 единиц, сети диктующих точек (дистанционный контроль давления в водопроводной сети) на базе радиомодемов – 84 единицы. Кроме того, Центральная диспетчерская ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» входит в Единую систему оперативной транкинговой радиосвязи Администрации Санкт-Петербурга.
Для оптимизации расходов на радиосвязь проводится постоянная плановая работа по поиску возможных методов снижения затрат. Одним из реализованных решений явился отказ от дорогостоящей транкинговой радиосвязи в одном из производственных управлений и перевод части радиостанций в конвенциональный режим. В первую очередь необходимо было увеличить зону уверенного приема-передачи радиостанции диспетчерской производственного управления. Для этого требовалось установить антенну на высоте, достаточной для устойчивой связи радиостанции диспетчерской с радиостанциями аварийных бригад. Расстояние от диспетчерской до антенны составило порядка 300 м, поэтому было принято решение по установке комплекта удаленного управления радиостанцией. Подключение комплекта удаленного управления к диспетчерской радиостанции произведено с использованием существующей телефонной линии.
Решением задачи обеспечения оперативной радиосвязи и диспетчеризации также заняты сотовые операторы. Так, ОАО «Мегафон» осуществил запуск в коммерческую эксплуатацию услуги по технологии PTT (push-to-talk – «нажми-и-говори»). Дирекцией информационных технологий проведена опытная эксплуатация двадцати телефонов с поддержкой услуги РТТ. Несомненными преимуществами реализации данной технологии являются: возможность использования сотового телефона в качестве радиостанции; зона покрытия – зона действия сети оператора связи.
Был выявлен и ряд недостатков: в шумном месте не слышно вызова и разговора; периодическое (приблизительно в 8% случаев) частичное пропадание голосового сообщения при приеме (даже если уровень принимаемого сигнала условно максимален); самопроизвольное изменение настроек или выпадение из группы; в пригороде, во дворах, имеются «мертвые» зоны приема; сложность использования при индивидуальном вызове; для контроля зарядки аккумулятора телефона необходим выход из режима РТТ; постоянное удержание телефона в одной из рук из-за отсутствия специализированных гарнитур с поддержкой этой функции (неприемлемо, например, в помещениях с повышенной опасностью). Учитывая все преимущества и недостатки, данное решение можно использовать для ограниченного круга задач, например, для одновременного оповещения групп работников, в качестве резервного канала связи и т. д.
Еще один интересный аспект – снижение расходов на связь при передаче информации о местонахождении движущихся объектов (автотранспорта предприятия). В систему включено порядка 900 единиц автотранспорта с установленными GPRS-модулями. При этом был реализован следующий комплекс мер. Минимизация трафика путем разработки программного обеспечения для выработки оптимальных режимов передачи информации – накопление пакетов и передача их в оптимальные промежутки времени. Также выполнены требования информационной безопасности – получение данных в Корпоративной цифровой сети с интеграцией служб, минуя общедоступную сеть Интернет. В результате анализа всех возможных тарифов оптимальным, экономически целесообразным и удобным явилось предложение по аренде выделенного канала связи (рис. 3) и соответствующей маршрутизации трафика от ОАО «Мегафон». Назначение точки доступа (APN) для предприятия формата ХХХХХХХ.nw и IP-адреса каждой SIM-карте (из специально выделенного пула адресов) позволило поставить окончательную точку в данном проекте. Общий экономический эффект – снижение ежемесячных расходов в среднем в 10 раз.
Кроме того, организация APN и специального пула IP-адресов в совокупности с выделенным каналом обеспечило сотрудников предприятия преимуществом высокоскоростного удаленного доступа в Корпоративную цифровую сеть с интеграцией служб предприятия. В свою очередь, это позволило сотрудникам оперативно получать на мобильный телефон (коммуникатор) электронную почту, дает возможность отвечать на письма, позволяет назначать встречи, синхронизировать контакты. В условиях постоянно возрастающих требований к скорости передачи и получения информации, оперативности выдачи указаний и принятия решений руководством при сохранении требуемого уровня безопасности данное решение явилось актуальным и своевременным.
Одной из мировых тенденций развития телекоммуникаций является переход к IP-коммуникациям, включающим в себя собственно IP-телефонию, голосовую почту, идеотелефонию, функции call-центра, систему обмена сообщениями и др. Наличие собственных волоконно-оптических линий связи является несомненным преимуществом при создании опытных зон IP-телефонии на любых производственных площадках, где есть структурированные кабельные сети.
Внедрение IP-телефонии позволит:
объединить инфраструктуры телефонии и сетей передачи данных, упростить управление корпоративной сетью, улучшить масштабируемость и снизить эксплуатационные затраты;
существенно удешевить телефонные междугородные и международные переговоры, свести к минимуму аренду обычных телефонных линий, организовав цифровую стыковку с выбранным оператором IP-телефонии;
начать процесс миграции к технологиям пакетной передачи мультимедийных данных (видеовызовы и видеоконференции).
Кроме того, IP-телефония значительно упрощает процесс смены рабочего места или целого офиса. Внутри корпоративной сети телефон подключается к розетке на новом месте, и система сама идентифицирует его. Таким образом, рабочее место становится мобильным в пределах корпоративной IP-сети.
Выводы
Применение новых информационных технологий связи и комплексных телекоммуникационных решений позволяет повышать качество и надежность работы систем связи и передачи данных ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», способствует появлению новых сервисов, существенному снижению расходов на связь. Итогом данной деятельности в целом является повышение надежности и качества управления производственным процессом, увеличение оперативности принятия решений и, как следствие, повышение эффективности работы предприятия. Наиболее важными задачами на текущий период являются: минимизация расходов на связь, отказ от радиорелейных линий с переходом на современные методы передачи информации, подключение объектов к Корпоративной цифровой сети с интеграцией служб, используя волоконно-оптические линии связи, внедрение IP-телефонии.