№12|2010
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
bbk 000000
УДК 621.65.003.13
Инициатива «7 = 2» в интересах и потребителя, и продавца оборудования
Аннотация
Ведущие мировые насосные компании постоянно сообщают о модернизации своих изделий и технологий производства. Однако опытные потребители нередко отмечают, что насосные агрегаты, задействованные 20 и даже 30–40 лет назад, не только не хуже, но зачастую и надежнее современных. Отказы и поломки насосов чаще происходят не из-за брака в изделиях, а из-за неадекватной привязки параметров агрегатов к системе, куда они встраиваются, а также из-за ошибок в исполнении насосных станций, трубопроводов, электрики, автоматики и других компонентов насосных установок. Ценовая составляющая насосов неоправданно превышает их функциональную значимость по сравнению с другими инженерными компонентами. Важна не марка изготовителя насоса, а бесперебойная работа при разумных затратах. «7 = 2» – это программа поставки оборудования с 7-летней гарантией по той же цене, что и с 2-летней. В России уже продаются насосы и мешалки тайваньского производства на условиях «7 = 2».
Ключевые слова
насос , эксплуатационные затраты , мешалка , продленная гарантия , бесперебойность , работоспособность
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
Нередко в технической литературе или в кругу специалистов можно встретить довольно противоречивые и одновременно обоснованные точки зрения в отношении стоимости оборудования и в частности насосов. Вот некоторые из них:
- дешевое хорошим не бывает;
- мы платим не столько за полезность товара, сколько за его марку (имидж);
- важна не марка агрегата, а оперативность поставки запасных частей к нему;
- за торцевое уплотнение к импортному насосу приходится платить слишком высокую цену, что перекрывает всю экономию энергии;
- затраты на обслуживание и ремонт насоса превосходят суммарно его закупочную цену.
Насосы обычно предназначаются для длительного использования, поэтому важно знать и управлять факторами, влияющими на эксплуатационные затраты. С другой стороны, насос является лишь одним из элементов насосной установки. В нее также входят трубопроводы, арматура, электрощит, автоматика, поэтому необходимо учитывать их взаимодействие.
Эксперты, изучавшие причины преждевременного износа и поломок насосов, сделали следующие заключения. Лишь 20% эксплуатируемых насосов используют подводимую электроэнергию полностью, остальные имеют завышенные на 20–30% параметры по отношению к требуемым [1]. Около 40% поломок насосов связаны с всасывающими линиями, а не с самими насосными агрегатами [2].
Согласно анализу компании «ABS Group», 31% сбоев в работе насосов возникают по вине панелей управления [3].
Таким образом, значимость насосов в части надежности работы насосной установки уступает другим инженерным компонентам. А как в отношении ценообразования?
В табл. 1 приведены данные по трем открытым конкурсам 2010 г., проведенным в разных городах Российской Федерации, по закупке насосов для коммунальных и промышленных предприятий.
Много ли найдется желающих платить за автомобиль мощностью, например 200 кВт, сумму свыше 4 млн. руб. или за 300 кВт – свыше 6 млн. руб.?! А насосы за такие деньги покупают (табл. 1).
Потребителю важнее не сам насос или его марка, а бесперебойность его работы при разумных затратах. Поэтому в интересах потребителя предлагается возложить на продавца финансовую ответственность за обеспечение работоспособности поставляемых агрегатов в их паспортных параметрах на весь срок полезного действия. Иными словами, предлагать оборудование с гарантийным сроком, соответствующим амортизационному (например, 7 лет) [4].
Продленная гарантия обеспечивает потребителю одновременно с явными преимуществами значительную экономию (до 50%) на инфляции, так как запасные части и ремонт в течение 7 лет будет оплачивать продавец, а не покупатель. Такой подход особенно интересен для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, преобразующихся в рентабельные центры перспективного инженерного развития городов и отказывающихся от традиций содержания многочисленного персонала, перегруженного оперативными задачами.
Согласно ответам на вопросы анкеты ЗАО «ВИВ», более ста представителей Водоканалов и других предприятий готовы доплачивать при покупке насоса с 7-летней гарантией (против 2-летней) в среднем 27%.
ЗАО «ВИВ» поставило цель найти такие насосы и мешалки, которые можно было бы предлагать с 7-летней гарантией по ценам, не выше цен, сложившихся на рынке за аналогичное оборудование с 2-летней гарантией. Отсюда и название инициативы «7 = 2».
В январе–августе 2010 г. делегации российских специалистов из 12 различных организаций знакомились в Китае с предприятиями, производящими оборудование для водопроводно-канализационного хозяйства, и с объектами, на которых его используют. Особый интерес вызвала компания «GSD» (рис. 1), поскольку ее погружные насосы и мешалки (12 штук) уже эксплуатировались на очистных сооружениях г. Кунгур (Россия) с августа 2009 г. (рис. 2).
Фирма «GSD Industrial Co», основанная в 1975 г., располагает шестью производственными площадками в Китае и Тайване. Компания выпускает насосное, перемешивающее, аэрационное, воздуходувное, обезвоживающее оборудование.
Согласно рейтингам 2008–2009 годов (www.h2o-china.com), фирма «GSD», наряду с компаниями «Andritz-Netzch», «Alfa-Laval», «Huber», «Westfalia», вошла в пятерку лучших в номинациях: «Воспринимаемость бренда», «Заказчики хотят купить», «Удовлетворенность качеством бренда», «Ремонт и сервис».
В качестве примера в табл. 2 приведены сравнительные данные по погружным мешалкам производства компании «GSD» и трех западноевропейских фирм, условно названных X,Yи Z.
На предприятиях фирмы «GSD» изготавливаются насосы по заказам и под марками известных западноевропейских и американских компаний. Детали насосных агрегатов производятся первоклассными предприятиями: электродвигатели – компанией «TECO-Westinghouse», механические уплотнения – японской фирмой «EKK» и немецкой «Burgmann», подшипники – японскими компаниями «NSK» и «NTN».
Перед отгрузкой заказчикам насосы подвергаются тестированию на воде. Согласно документации, показатели КПД и энергопотребления насосов и мешалок не уступают своим европейским аналогам (табл. 2). Продукция компании «GSD» обладает сертификатами ISO 9000, ISO 9001, ISO 14001.
Фирма «GSD» выпускает погружные (IP68) и классические (IP54) насосы для природных и сточных вод, погружные мешалки (IP68), компрессоры. В комплекте с насосами поставляется арматура надлежащего качества.
Представительство компании «GSD» в России, открытое в Москве в 2008 г., и ее партнер – ЗАО «ВИВ» провели несколько семинаров (рис. 3), выставок (рис. 4), выпустили каталог оборудования, распространяемый бесплатно по заявкам на сайте: www.china-pump.ru или Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Сведения о работе оборудования фирмы «GSD» можно получить непосредственно у эксплуатирующих служб по телефонам:
(4112) 21-02-04, 21-22-68 (г. Якутск);
(4922) 29-54-33 или (905) 610-44-38 (г. Владимир);
(34271) 2-49-20, 2-28-83 (г. Кунгур).
Выводы
В настоящее время цены на насосы не соответствуют их потребительской полезности и функциональной значимости в насосных установках. Оборудование китайского и тайваньского производства, реализуемое в России с 2009 г. по критерию «7 = 2», положительно оценивается эксплуатирующими службами. Присутствие на рынке водопроводно-канализационного оборудования недорогой, но качественной китайской техники вынудит российских производителей не столько ориентироваться на европейские цены, сколько улучшать оборудование и повышать качество сервиса.
Список цитируемой литературы
- Vogellsand H. An introduction to energy consumption in pumps // World Pumps. 2008. January.
- Bachus L., Custodio A. Know and understand centrifugal pumps. – Elsevier, 2003.
- Редит М. Энергосберегающие насосы для перекачивания сточных вод // Водоснабжение и канализация. 2010. № 5–6.
- Березин С. Е., Мацов С. Я. Как снизить риски при выборе сложной техники // Водоснабжение и сан. техника. 2010. № 3.