№12|2010
Второй Международный Форум «Чистая вода–2010»
bbk 000000
УДК 556.18:061.3
Государственное регулирование, законодательная и международная деятельность в водной сфере
Аннотация
Освещаются вопросы государственного регулирования и развития законодательной базы в сфере водопроводно-канализационного хозяйства. В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне не определены: публично-правовой статус предприятий водопроводно-канализационного хозяйства; способы регулирования рынка услуг водоснабжения и водоотведения, правила поведения его участников; гарантии безопасного, надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения. Для решения затронутых вопросов необходим единый организационный центр работы по законодательному обеспечению водной отрасли. Для модернизации водного сектора предлагается воссоздать научно-технический совет в Министерстве регионального развития РФ, а также организовать Всероссийский банк данных по наилучшим доступным технологиям.
Ключевые слова
наилучшие доступные технологии , модернизация водного сектора , государственное регулирование , водосбережение , энергоэффективность оборудования
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
Сегодня во всем мире широко используется термин «наилучшие доступные технологии». Российские специалисты спорят о корректности названия и точности перевода с английского. Однако хотелось бы обратить внимание на смысл этого термина.
Что же такое наилучшие доступные существующие технологии? Обратимся к истории.Еще в 1874 г. в своем трактате «О законе против загрязнения водотоков» член английского Парламента Клемент Хиггинс писал: «… ни один человек не подлежит штрафным санкциям … если он докажет…, что использовал наилучшие практически доступные средства по разумной цене для обеспечения безвредного качества жидкости или твердых веществ, предполагаемых к сбросу в водотоки». Собственно, в этом определении есть все основные понятия о том, какими должны быть наилучшие технологии.
В нашей стране предлагается использовать термин «наилучшие доступные экономически обоснованные технологии», подразумевая под этим современные инновационные энергосберегающие технологии, внедренные в России и показавшие результаты, соответствующие действующим в России нормативам. При оценке существующих технологий необходимо учитывать такие факторы, как возраст оборудования и очистных сооружений, используемые технологические процессы, стоимость обеспечения качества очистки воды или водоподготовки, воздействие на окружающую среду. Одним из важнейших факторов оценки является энергоэффективность оборудования. В России наилучшими доступными технологиями в водной сфере являются: мембранное фильтрование; озонирование и фильтрация воды на активированном угле; получение и использование вторичных ресурсов – биогаза, почвогрунтов; удаление азота и фосфора с использованием биологических и реагентных методов; обеззараживание сточных вод ультрафиолетовым излучением.
В целом для модернизации водного сектора предлагается в Министерстве регионального развития РФ воссоздать научно-технический совет, на котором будут рассматриваться новые технологии и вопросы внедрения их в городах и населенных пунктах. В состав совета должны войти представители общественных водных организаций, например, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, Национальный Союз Водоканалов.
Необходимо также создать Всероссийский банк данных по наилучшим доступным технологиям и ежегодно его обновлять. Специалисты должны знать, что они могут выбрать для своего региона нужную им технологию, у кого ее заказать, где купить оборудование. При этом следует законодательно закрепить определение наилучших доступных технологий.
Проблема выбора наилучших технологий имеет прямое отношение к законодательству. Без модернизации водного законодательства Российской Федерации трудно решать технические вопросы. За год, прошедший после Первого Международного форума «Чистая вода», ситуация стала меняться в лучшую сторону. Государственная Дума, Правительство РФ, министерства и ведомства стали уделять больше внимания этим вопросам. Вместе с тем до настоящего времени в стране нет базового закона «О водоснабжении и канализовании». Сегодня в системе ЖКХ тема «воды» звучит применительно ко всему коммунальному хозяйству, где все смешано: и тарифы, и услуги, и капитальный ремонт, и жилье. Необходимо выделить водоснабжение и канализацию в качестве самостоятельной отрасли в системе ЖКХ (как это сделано в энергетике).
В любой европейской стране первое место среди основных сфер хозяйственной деятельности занимают энергетика, водоснабжение и охрана окружающей среды (канализация). Например, во Франции водное законодательство представлено документом, насчитывающим 600 страниц текста. В России оно практически отсутствует. У нас нет даже закона «О безопасности питьевой воды».
На законодательном уровне в Российской Федерации не определены: публично-правовой статус предприятий водопроводно-канализационного хозяйства; способы регулирования рынка услуг водоснабжения и водоотведения, правила поведения его участников; гарантии безопасного, надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения.
Сегодня необходимо принять пакет законов о водном секторе. Базовый закон «О водоснабжении и канализовании» должен содержать следующие основные положения:
- о государственной политике в сфере водоснабжения и канализации;
- об обеспечении инвестиционной привлекательности отрасли;
- о стимулировании внедрения наилучших доступных технологий.
Закон должен четко разделять полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
В 2008 г. был разработан Проект технического регламента «О безопасности питьевой воды» с участием ведущих ученых нашей страны, а также Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, МГУП «Мосводоканал» и других Водоканалов России. Необходимо подчеркнуть, что разработанный проект регламентаполностью гармонизирован с требованиями мирового сообщества в этой области, согласован Роспотребнадзором и Минздравсоцразвития РФ. Это один из первоочередных законодательных актов, который должен быть принят Государственной Думой и Правительством РФ.
В настоящее время предлагается также принять в доработанном виде нормативно-правовой акт «О сточных водах поселений». Принятие такого документа соответствует мировой практике. Так, в США в 1972 г. был принят Федеральный закон о контроле за загрязнением воды, в Китае в 1984 г. – Закон о предотвращении и контроле загрязнения воды, в Европе в 1991 г. – Директива по очистке городских сточных вод.
Возникла идея создания еще одного закона о «Фонде защиты водных объектов». Водные компании ежегодно перечисляют в бюджет государства значительные средства, но на что они конкретно расходуются, не известно. Средства отделений Фонда могли бы направляться на субсидирование мероприятий по строительству и модернизации водных объектов в конкретном городе или регионе. А для осуществления платы за сброс загрязнений необходимо принять постановление Правительства РФ «О плате за сброс загрязнений».
И еще одна деталь. В некоторых федеральных законах: «Об общих принципах организации местного самоуправления» (№ 131), «О тарифном регулировании» (№ 210) вся ответственность за организацию водоснабжения и канализации, формирование тарифной политики возложена на органы местного самоуправления. Кто сегодня может ответить: зачем такая децентрализация? Каковы возможности муниципалитетов? Где помощь федерального центра? И, наконец, где взять столько кадров, профессионалов для реализации этих законов на местах?
Необходима разумная государственная централизованная политика, оформленная в виде законов, где большую часть государственных функций на первом этапе должна нести федеральная власть, а не местные органы. А дальше, по мере «взросления» и появления профессионалов в области управления, можно вновь вернуться к перераспределению полномочий.
Особого внимания заслуживает оценка деятельности водных компаний, в частности, Водоканалов крупных городов. Главным арбитром здесь, безусловно, выступает потребитель, прежде всего население. Интересно знать, как предприятие выглядит в сравнении с водными компаниями других городов, а тем более других стран. В начале 2010 г. «Мосводоканал» (впервые!) принял участие в глобальном сравнительном исследовании Водоканалов крупных городов мира.
Результаты исследования (таблица) показали, что благодаря существенной финансовой поддержке руководства города уровень технических показателей (утечки, аварийность сетей, энергоэффективность) и технологическая оснащенность предприятия находятся на современном уровне. Предприятие выдерживает среднюю позицию по уровню удельных энергозатрат.
Однако в результате сравнительно низкого уровня тарифов «Мосводоканал» отстает по уровню инвестиционной привлекательности и объемам привлеченного заемного финансирования. Доля внешних заимствований в капитале предприятия составляет всего 2%, тогда как у зарубежных водных компаний данный показатель превышает 50%.
Для позиционирования результатов деятельности предприятия на международном уровне постоянно проводится сравнение ключевых технических и финансовых показателей с показателями ведущих зарубежных водных компаний, и результаты сравнения по многим показателям свидетельствуют в нашу пользу. Подобного рода анализ помогает точнее определять приоритеты развития предприятия, сосредоточивать усилия на ликвидации «узких мест» в работе.
Летом 2010 г. по инициативе МГУП «Мосводоканал» в Москве открылся современный общественно-информационныйЦентр водосбережения. Главная задача Центра – показать потребителям важность и необходимость бережного отношения к воде, ознакомить их с новейшими технологиями, позволяющими сократить водопотребление в конкретной квартире и сэкономить на этом.
Знакомясь с образцами водосберегающей техники, представленной в Центре, возникает мысль о необходимости отказаться от ввоза в страну недоброкачественного санитарно-технического оборудования. К примеру, в США реализуется комплексная программа по экономии и рациональному использованию воды. Приборы, соответствующие этим стандартам, имеют особую маркировку и логотип. Установив сантехнику нового поколения, средняя американская семья сможет сберечь более 1900 л воды в год. А мы?!
В рамках программы «Чистая вода» следовало бы разработать специальный отличительный знак для водосберегающего и энергоэффективного оборудования, который будет присваиваться лучшим образцам отечественной и зарубежной продукции.
Сегодня для решения затронутых вопросов необходим единый организационный центр работы по законодательному обеспечению отрасли водопроводно-канализационного хозяйства. На федеральном уровне такими центрами несомненно выступают Совет Федерации, Государственная Дума и Министерство регионального развития РФ. Профессиональное сообщество в лице общественных организаций – Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Российского водного общества, Национального Союза Водоканалов – должно сплотиться вокруг этих структур и объединить свои законотворческие усилия под единым руководством.
Следует отказаться от практики выдвижения множества авторских вариантов законопроектов отраслевого регулирования и сконцентрировать все усилия на предложенном пакете документов. Тогда на форуме «Чистая вода–2011» мы будем говорить о наших успехах!