№5|2011
ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ
bbk 000000
УДК 628.161/162
О необходимости пересмотра нормативного содержания кремния в питьевой воде
Аннотация
Дано обоснование повышения величины допустимой концентрации растворенного кремния в питьевой воде, что приведет отечественные нормативные документы к соответствию с международными стандартами, обеспечит более рациональное использование ресурсов. В России предельно допустимая концентрация кремния устанавливается только в СанПиН для техногенного кремния и кремния, используемого при водоподготовке, поэтому ограничение в применении подземных вод, содержащих природный кремний, нелегитимно. Проведен литературный обзор технологий обескремнивания воды. Приводятся данные о снижении содержания растворенного кремния при обезжелезивании и деманганации подземных вод с образованием коагелей, взаимного осаждения и сорбции на образующихся железистых осадках. При внутрипластовом осаждении достигается снижение содержания кремния до 35–50%.
Ключевые слова
питьевая вода , подземные воды , водоносный пласт , кремний , внутрипластовое осаждение
Скачать статью в журнальной верстке (PDF)
В последние годы резко возрос интерес к нормированию содержания в питьевой воде растворенного кремния. Это связано главным образом с тем, что на значительной части территории России (Сибирь, Дальний Восток и др.) содержание кремния в используемых для водоснабжения подземных водах превышает норматив СанПиН, а кондиционирование воды по этому компоненту не осуществляется. В то же время при проектировании и строительстве новых водозаборных сооружений, в том числе крупных (например, для водоснабжения Хабаровска, Владивостока), санитарные органы вполне резонно требуют соответствия качества подаваемой воды СанПиН 1.2.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» по предельному содержанию активной кремниевой кислоты (по Si) 10 мг/л. При этом рассматриваемая концентрация в качестве предельно допустимой вводится при использовании в процессе водоподготовки жидкого стекла для умягчения воды, а также при наличии в источнике водоснабжения техногенного кремния.
Таким образом, при гидрогеологических исследованиях и проектировании возникает необходимость доказательства природного происхождения кремния и прогноза изменения его концентрации в ходе эксплуатации водозаборных сооружений, а также идентификации техногенного кремния. Определенный интерес представляют процессы соосаждения и удаления соединений кремния при стандартных технологиях кондиционирования подземных вод, а также при внутрипластовой очистке их от железа и марганца.
Рассмотрим вопрос правового и санитарно-эпидемиологического обоснования введения ПДК кремния. Исходя из основного требования СанПиН 1.2.4.1074-01, содержание природного кремния в питьевой воде не регламентируется, что согласуется с мировыми стандартами: Руководством ВОЗ [1], директивами ЕС, Агентством по охране окружающей среды США. Таким образом, стремление региональных санитарных органов перенести ПДК техногенного кремния на природное его содержание в воде (в ионном виде в жидком стекле и продуктах гидролиза органических соединений кремния это одно и то же вещество) неправомерно.
В некоторых публикациях описываются случаи предпатологических изменений в организме пожилых людей, употреблявших питьевую воду, содержащую природный кремний в концентрациях более 10 мг/л (по Si) [2]. Однако работ с описанием положительного воздействия кремния на организм человека на два порядка больше, а негативные последствия не фиксируются ни данными социально-гигиенического мониторинга, ни эколого-эпидемиологическими исследованиями. В более поздних исследованиях [3], устанавливающих связь между допустимым содержанием кремния и жесткостью воды, на базе репрезентативных опытов предлагается увеличить ПДК кремния: при жесткости до 2,5 мг-экв/л – до 25 мг/л (по Si), при жесткости от 2,5 до 7 мг-экв/л – до 12,5 мг/л (по Si). Однако в нормативных документах эти рекомендации не нашли отражения. Таким образом, мировая практика и неопровергнутые данные исследований отечественных специалистов [3] свидетельствуют о возможности значительного увеличения ПДК кремния в питьевой воде.
Согласно СанПиН 1.2.4.1074-01, на стадии гидрогеологических исследований необходимо установление генезиса кремниевой кислоты в подземных водах. Идентифицировать техногенный кремний в воде в процессе химического анализа весьма трудно. Можно рекомендовать его определение по косвенным признакам – наличию в зоне питания водозаборных сооружений предприятий, производящих цементные, стекольные и керамические изделия, силикатные краски, каучук и прочие кремнийсодержащие продукты, а также участков строительства, где укрепление грунтов осуществляется с применением силикатов. Судить о загрязнении подземных вод техногенным кремнием можно в случае расположения в непосредственной близости от зоны, где наблюдается повышенное содержание растворенного кремния, промышленного предприятия, в технологических сточных водах которого могут определяться повышенные концентрации растворенного кремния. Особенностью кремнийорганических красок и полимеров является их химическая инертность и малая растворимость в воде в отличие от реакционно-активных промежуточных продуктов синтеза полимеров, мономеров, многих других кремнийорганических производных.
Несмотря на достаточно большой мировой опыт изучения загрязнения подземных вод, очагов техногенного загрязнения кремнием не обнаружено, в том числе в известной Кремниевой долине в США. Тем не менее, выявление таких предприятий в области влияния водозаборов в пределах зон санитарной охраны необходимо, но с учетом особенностей гидрогеологического строения и поведения кремнийорганических соединений в подземных водах. Обычно подземные воды содержат растворенный кремний в пределах от 5 до 40 мг/л, что отражает малую растворимость глинистых минералов, полевых шпатов, кварца и других распространенных силикатов, в процессе выветривания которых и происходит переход кремния в раствор. Растворимость кварца низка, поэтому содержание его в подземных водах составляет лишь 5–15 мг/л в пересчете на SiO2. Таким образом, многие природные воды пересыщены по кварцу.
По данным последних лет, растворенный кремний присутствует в подземных водах в виде смеси ортокремниевой кислоты H4SiO4, димера Si2O4·3Н2О, доля которого может в некоторых случаях в природных водах достигать 50% [4], с минорными долями диссоциированных форм (HSiO3–, H2SiO4–2, H5Si2O7–). Также кремний содержится в природных водах в виде коллоидов nSiO2·mH2O.
Основные реакции, определяющие распределение форм кремния в подземных водах, представлены в табл. 1. Диаграмма Eh-pH кремния в воде представлена на рис. 1 [5], диаграмма распределения форм растворенного кремния в зависимости от рН – на рис. 2.
В природных условиях кремний мигрирует в виде различных соединений как в ионной, так и в коллоидной форме. Очевидно, что санитарно-гигиенические исследования целесообразно дифференцировать в зависимости от форм нахождения кремния в подземных водах. Этими же особенностями определяется и технология кондиционирования кремнийсодержащих вод. В практике водоподготовки удаление растворенного кремния обычно не выделяют в отдельную стадию, проводя совместное удаление с другими компонентами, например в процессе умягчения.
Технологии удаления растворенного кремния подразделяются на химические (реагентные) и физико-химические. Для осаждения растворенного кремния используются: гашеная известь, образующая малорастворимый силикат кальция (что позволяет снизить концентрацию силиката до 0,5 мг/л), жженый магнезит (образующий с растворенным силикатом малорастворимый силикат магния), жженый доломит. Зачастую осаждение кремния производится еще на стадии осветления и обесцвечивания, когда хлопья гидроксидов алюминия или железа, осаждаясь, захватывают коллоиды кремниевой кислоты и адсорбируют растворенные ионные формы. Применяют и другие реагенты – содержащие крахмал и полиальгинат натрия. Реагентные методы требуют подогрева воды (при обескремнивании щелочными реагентами), высоких доз подщелачивающих реагентов и приводят к образованию большого количества осадка (при обработке воды солями железа и алюминия).
Безреагентные методы осаждения кремния – ионный обмен (наиболее эффективный способ удаления связан с применением ионитов смешанного действия, которые представляют собой смесь катионита в Н-форме и ОН-анионита), электрокоагуляция. Использование мембранных технологий зачастую затруднено – на поверхности мембран может происходить полимеризация кремниевых кислот вследствие пересыщения по аморфной окиси кремния, что приводит к кольматации мембраны.
Исследования показывают, что процесс обезжелезивания в присутствии значительных количеств соединений кремния может протекать неэффективно. Это происходит вследствие того, что железосиликаты обладают коллоидной растворимостью и потому не извлекаются из воды в процессе фильтрования через зернистые загрузки на типовых станциях обезжелезивания [6]. Кроме того, возникает проблема утилизации большого объема высокозагрязненных промывных вод с фильтров станций обезжелезивания.
Растворенный кремний взаимодействует только с железом в степени окисления +3. Результаты анализа свидетельствуют о том, что в присутствии кремния в природной воде в процессе обезжелезивания происходит не только сорбция кремниевых кислот на поверхности гидроокиси железа, но и образование сложного железосиликата в форме FenOnSin(OH)n+2m (n = (13)m, m = 13), в зависимости от концентрации кремниевой кислоты [6]. Смешанные железосиликаты могут иметь и коллоидную форму, которая не удаляется ни фильтрованием, ни отстаиванием, что значительно затрудняет очистку воды от примесей железа.
Следует отметить, что в присутствии растворенных силикатов в процессе окисления железа наблюдается преимущественное образование обладающей наименьшей степенью кристалличности аморфной гидроокиси железа – ферригидрита, а не более закристаллизованного лепидокрокита, обладающего меньшей контактной поверхностью. При концентрации силикатов 7 мг/л (в пересчете на SiО2) уже весь осадок в случае окисления железа представлен аморфным гидроксидом (даже при медленном окислении), что увеличивает площадь поверхности пленки сорбционно-каталитических оксогидроксидов [7].
Представленные рассуждения справедливы и для осаждающихся оксогидроксидов марганца. Это объясняется следующим образом. По результатам исследования [8], растворенный кремний может в значительной степени ингибировать полимеризацию продуктов окисления и образование твердых фаз оксогидроксидов железа (III), являющихся катализаторами окисления Fe (II) и Mn (II), что также увеличивает стабильность и подвижность Fe (III) в природных водах.
В то же время ферригидрит обладает большой способностью поглощать растворенный силикат. Так, в работе [9] авторы отмечают 35-процентную сорбцию силиката, который также в значительной степени сорбируется гетитом. Адсорбция при этом достигает максимума при рН 9 (что близко к рКа1 кремнекислоты). В работе [10] приведены результаты исследований сорбции кремния на различных продуктах коррозии железа, включающих магнетит и сидерит (в растворе хлорида или перхлората натрия). Максимальная сорбция силиката наблюдалась при рН 7–9. Взаимодействие между кремниевой кислотой и ферригидритом включает как адсорбцию, так и полимеризацию мономеров кремниевой кислоты на поверхности ферригидрита [11], оказывая значительное влияние на адсорбционные свойства ферригидрита.
Таким образом, оксогидроксиды железа являются мощными сорбентами силиката, что позволяет использовать их для снижения концентрации растворенного кремния в воде, особенно в технологии внутрипластового кондиционирования. Примером успешного внутрипластового осаждения в присутствии значительного количества растворенного силиката является система внутрипластовой очистки в поселке городского типа Березово Тюменской области [12], где содержание растворенного кремния достигало 25 мг/л. В табл. 2 представлены результаты изменения качества откачиваемой воды по содержанию кремния через год эксплуатации системы.
В процессе эксплуатации системы внутрипластового осаждения наряду с окислением железа и марганца происходило снижение концентрации растворенного кремния, что объясняется сорбцией ионов кремниевой кислоты на образующихся оксидах железа и марганца. Причем, если в наземных технологиях обескремнивания воды расход вводимых солей трехвалентного железа составляет около 2 мг железа на 1 мг удаляемой коллоидной кремнекислоты, то в рассматриваемом случае отношение осажденных металлов (железа и марганца) на 1 мг осаждаемого кремния составляет около 0,71 мг. Это объясняется более благоприятными условиями сорбции кремниевой кислоты на образовавшихся оксогидроксидах железа и марганца при внутрипластовой очистке по сравнению с наземными станциями обезжелезивания. Сорбция кремния на поверхности образующихся гидроксидов железа и марганца с последующей полимеризацией мономеров кремниевой кислоты на поверхности сорбционных фаз приводит к образованию кристаллического кварца и в итоге – к неполному восстановлению дебита скважин в процессе кислотной и восстановительной раскольматации. Этот же эффект наблюдался и при технологическом обосновании внутрипластовой очистки подземной воды от железа и марганца на Тунгусском водозаборе г. Хабаровска.
Выводы
Учитывая интеграцию России в мировое сообщество, целесообразно привести отечественные нормативы по содержанию кремния в питьевой воде в соответствие с Руководством ВОЗ, директивами ЕС и другими документами. Санитарно-гигиенические исследования следует дифференцировать в зависимости от форм нахождения кремния в подземных водах. Эти же особенности определяют и технологию кондиционирования кремнийсодержащих вод. При проектировании установок обезжелезивания и деманганации, в том числе внутрипластовой очистки в водоносных пластах с кремнийсодержащими водами, следует учитывать, что соосаждение гидроксидов железа и марганца и сорбция на них соединений кремния с достаточной надежностью приводят к снижению его содержания на 35–50%.
Список цитируемой литературы
- Руководство по обеспечению качества питьевой воды. – Женева, Всемирная Организация Здравоохранения, 2004.
- Сусликов В. Л., Семенов В. Д., Ляшко Л. С. и др. К обоснованию предельно допустимой концентрации кремниевой кислоты в питьевой воде // Гигиена и санитария. 1979. № 11.
- Метельская Г. Н., Новиков Ю. В., Плитман С. И. и др. О нормировании кремния в питьевой воде // Гигиена и санитария. 1987. № 8.
- Davis С. C., Edwards M., Chen H., Knocke W. R. Modeling silica sorption to ferric hydroxide // Preprints of extended abstracts. 2001. V. 40. № 2.
- Atlas of Eh-pH diagrams. Intercomparison of thermodynamic databases / Geological Survey of Japan Open File Report № 419. – National Institute of Advanced Industrial Science and Technology Research Center for Deep Geological Environments, 2005.
- Шиблева Л. Г., Крылов Г. В., Макаров В. В., Демидович В. Н. Экологические аспекты обезжелезивания кремнеземсодержащих подземных вод // Известия вузов. Сер. Нефть и газ. 2001. Т. 3.
- Schwertman U., Thalman H. The influence of Fe (II), Si, and pH on the formation of lepidocrocite and ferrihydrite during oxydation of aqueous FeCl2 solutions // Clay Minerals. 1976. V. 11.
- Pokrovski G. S., Schott J., Farges F., Hazemann J.-L. Iron (III)-silica interactions in aqueous solution: Insights from X-ray absorption fine structure spectroscopy // Geochimica et Cosmochimica Acta. 2003. V. 67. № 19.
- Anderson P. R., Benjamin M. M. Effect of silicon on the crystallization and adsorption properties of ferric oxides // Environ. Sci. Technol. 1985. № 19.
- Philippini V., Naveau A., Catalette H., Leclercq S. Sorption of silicon on magnetite and other corrosion products of iron // Journal of Nuclear Materials. 2006. № 348.
- Swedlund P. J., Webster J. G. Adsorption and polymerisation of silicic acid on ferrihydrite, and its effect on arsenic adsorption // Water Research. 1999. V. 33. № 16.
- Середкина Е. В., Тесля В. Г. Внутрипластовая очистка воды. Итоги и перспективы // Водоснабжение и сан. техника. 2004. № 2.