№5|2011

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ВОДОКАНАЛОВ

bbk 000000

УДК

Гассий М. В.

Правовые предпосылки принятия Федерального закона «О водоснабжении и канализовании». Регулирование законопроектом договорных отношений

 

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

05_05_ris_01

Необходимость закона и его общие положения. Проект Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» (далее Закон) является первым законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию деятельности в сфере водоснабжения и канализования. Помимо названного проекта Закона подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и канализовании», в котором также содержатся нормы, важные для правильной организации водоснабжения и канализования. Данный закон призван дополнить положение проекта закона «О водоснабжении и канализовании» усовершенствованными механизмами их реализации за счет упрощения различных официальных процедур, т. е. снижения излишней бюрократической нагрузки. Эти два закона, по существу, являются единой конструкцией, и многие нормы в процессе работы над ними переходят из одного проекта в другой.

Актуальность разработки и принятия Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» продиктована необходимостью комплексного единообразного регулирования отношений, возникающих в сфере водоснабжения и канализования, исключения фрагментарности и разрозненности правового регулирования. При разработке законопроекта одной из основных задач являлась максимальная консолидация всех необходимых правовых норм.

Рассмотрим кратко некоторые из предлагаемых новаций

В рамках законопроекта последовательно реализуется один из международных принципов защиты окружающей среды – загрязнитель платит. Ответственность за загрязнение водного объекта должен нести сам производитель загрязняющих веществ. Сброс загрязняющих веществ через системы канализования приравнивается к сбросу данных веществ непосредственно в сам водный объект. Устанавливается перечень веществ, ответственность за попадание которых в водный объект ложится на организацию ВКХ. Это позволит стимулировать строительство локальных очистных сооружений или применение абонентами «чистых» технологий.

Абсолютной новацией станет конструкция договора, заключаемого между организацией ВКХ и органом государственной власти либо местного самоуправления (рабочие названия – договор об организации водоснабжения и канализования, регуляторный договор). Договор будет согласовывать взаимодействие органов власти и организации ВКХ по обеспечению водоснабжения и канализования на определенной территории, устанавливать требования к качеству деятельности предприятия ВКХ. Следует отметить, что конструкция указанного договора обладает огромным потенциалом и в настоящее время может применяться в деятельности других предприятий, не связанных с водоснабжением и канализованием.

Одной из революционных новаций законопроекта является установление правового регулирования договоров водоснабжения и канализования как самостоятельных договорных конструкций. В настоящее время российское законодательство не содержит определения договоров водоснабжения и канализования, а одним из немногих нормативных актов, регулирующих указанные договорные отношения на подзаконном уровне, являются Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167.

Предложенная новация позволит вывести
регулирование отношений в сфере водоснабжения за рамки норм гражданского законодательства о договорах энергоснабжения, а также заполнит правовой пробел в части регулирования отношений, складывающихся в сфере канализования.

Договорные отношения по законопроекту. Обсуждаемый проект Закона устраняет пробел в регулировании договорных отношений в сфере водоснабжения и канализования. Проект Закона впервые дает определение договора водоснабжения и канализования как документа, по которому организация ВКХ обязуется осуществлять в отношении абонента водоснабжение (забор воды, водоподготовку, ее транспортировку и передачу абоненту), а также канализование (прием сточных вод абонента, их транспортировку, очистку, сброс в водный объект, обработку и утилизацию осадка).

Понятие «канализование» впервые закрепляется в российской правовой системе. Оно является более широким, чем существующее на сегодняшний день понятие «водоотведение», поскольку учитывает не только потребительский, но также и природоохранный аспекты деятельности. Договоры водоснабжения и канализования будут признаны договорами присоединения. Условия таких договоров могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Стандартная форма договора водоснабжения и канализования будет утверждаться организацией ВКХ и согласовываться с органами местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге – с органами исполнительной власти). Тем самым исключаются преддоговорные споры и правовые злоупотребления как со стороны абонента, так и со стороны организации ВКХ. Появляется некая аналогия: «присоединение к сетям – присоединение к договору».

В развитие положений о договоре присоединения проект Закона содержит перечень существенных условий договора водоснабжения и канализования. Без согласования таких условий между сторонами договор не будет считаться заключенным. Данный механизм исключит ситуацию, когда значимые условия осуществления водоснабжения или канализования не будут согласованы сторонами договора в силу, к примеру, их некомпетентности.

В соответствии с проектом Закона, существенные условия договора водоснабжения и канализования касаются вопросов количества подаваемой воды и ее качества, объема и качества сточных вод, а также срока действия договоров, условий ограничения и прекращения водоснабжения и канализования, границ эксплуатационной ответственности по сетям и др.

Новацией следует признать законодательно закрепленную возможность безакцептного порядка безналичных расчетов между абонентами и организацией ВКХ. Законом закрепляется обязательная установка средств измерения на всех водопроводных вводах и канализационных выпусках, обеспечивающих фактическую возможность организации ВКХ осуществлять контроль (учет), в том числе дистанционный. Закон закрепляет положение о работе с абонентами (кроме жилищного фонда) на основании заявок на отпуск (получение) объемов питьевой воды.

Следующей новацией правового регулирования отношений в сфере договоров водоснабжения и канализования станет закрепление специальных норм, отражающих особенности водоснабжения и канализования отдельных объектов жилищной и иных сфер. Так, проект Закона предполагает правила, согласно которым оплата канализования селитебных территорий осуществляется собственниками данных территорий. Собственники и иные владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах отныне будут вступать в трехсторонние договорные отношения – с предприятиями ВКХ, а также с организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами, что позволит контролировать качество сточных вод таких собственников, а также объемы потребления ими питьевой воды.

Нововведением является также и закрепление возможности для организации ВКХ принимать на себя обязательства по обслуживанию внутридомовых систем водоснабжения и канализования. Следует отметить, что данная новация вполне отвечает тенденциям реформирования жилищного законодательства, осуществляемого в настоящее время.

Специальные нормы Закона касаются и особенностей заключения договоров водоснабжения и канализования строящихся объектов, а также объектов, снабженных специальными автоматическими устройствами, позволяющими при помощи современных дистанционных технологий приобретать требуемый объем питьевой воды.

Выводы

Введение новаций в проект Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» безусловно позволит устранить пробелы правового регулирования в сфере водопроводно-канализационного хозяйства России. Большая часть предложений имеет своей целью формирование и обеспечение функционирования механизма защиты окружающей среды от негативного антропогенного воздействия, связанного с использованием водных ресурсов. Формируется комплексная система правового регулирования деятельности организаций ВКХ. Приведенные новации формируют фактически новую отрасль законодательства, что позволит в дальнейшем, в случае необходимости, осуществить модернизацию правового регулирования водоснабжения и канализования, в том числе за рамками, установленными уже существующими нормативными актами из иных отраслей права.

 

Журнал ВСТ включен в новый перечень ВАК

Шлафман В. В. Проектирование под заданную ценность, или достижимая эффективность технических решений – что это?

Banner Kofman 1

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Устаревшие версии не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.