№1|2010
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
bbk 000000
УДК 628.247.1:628.293:62-982
Установка вакуумной перекачки сточных вод
Аннотация
Описан опыт внедрения современных технологий МГУП «Мосводоканал» при реконструкции канализационных самотечных каналов и коллекторов, в том числе с использованием вакуумной перекачки сточных вод.
Ключевые слова:
канализационная система , реконструкция , диагностика , дюкер , полиэтилен , вакуум , перекачка
Скачать статью в журнальной верстке PDF
Московской канализации уже более 110 лет. Наиболее интенсивно система водоотведения развивалась в 1960–1970-е годы. В тот период административной границей города стала Московская кольцевая автомобильная дорога. Быстрое освоение присоединенных территорий, строительство крупных жилых районов и промышленных комплексов сопровождались развитием канализационной системы города с прокладкой каналов и коллекторов. В те годы при проектировании канализационных трубопроводов не уделялось большого внимания резервированию системы водоотведения, которая не имела достаточного количества узлов переключений и связок между каналами и коллекторами. В результате до настоящего времени было практически невозможно выполнить реконструкцию многих канализационных каналов и коллекторов в связи со сложностью снятия гидравлической нагрузки и вывода их из работы, а строительство байпасных каналов или временных насосных станций – процесс длительный и дорогостоящий.
В начале 2009 г. специалистами МГУП «Мосводоканал», генподрядной организации ЗАО «К-Строитель» совместно с ООО «Метапласт-С», а также при участии ООО «Институт «Каналстройпроект» было разработано принципиально новое техническое решение с использованием установки вакуумной перекачки сточных вод. Установка смонтирована и пущена в эксплуатацию в мае 2009 г. на объекте «Перекладка канализационных дюкеров через реку Москва ЮЗК, УЮЗК и подводящий канал к КОС».
Объект расположен на территории музея-заповедника «Коломенское» в северной его части, где проходят три нитки системы Юго-Западных каналов общей мощностью около 1,5 млн. м3/сут, подводящих сточные воды к крупнейшим в Европе Курьяновским очистным сооружениям от Центрального, Западного, Юго-Западного и Южного округов столицы. Переход каналов через р. Москву в этом месте выполнен в виде дюкера, состоящего из 16 стальных ниток 12D = 1200 мм и 4D = 1400 мм, проложенных в разное время (с 1940 г. по 1983 г.). Дюкеры начинаются на правом берегу
р. Москвы, проходят по территории музея-заповедника «Коломенское», далее – под судоходным руслом реки и затем присоединяются к камере напорного бассейна-регулятора на левом берегу реки на территории Курьяновских очистных сооружений (рис. 1).
По результатам регулярно проводимой специалистами МГУП «Мосводоканал» технической диагностики с использованием современных инструментальных методов контроля, включая водолазные работы, было установлено, что трубопроводы подвержены сильному абразивному износу лотковой части с образованием сквозных продольных трещин. Фактическая толщина стальных стенок в боковых и верхней частях трубопровода составила 6–9 мм. Было принято решение о реконструкции этого участка городской канализации.
Учитывая международный статус музея-заповедника «Коломенское», для реконструкции дюкерных переходов предпочтение отдавалось бестраншейным методам ремонта, которые минимизируют земляные работы и не приводят к перекрытию судоходного русла р. Москвы, как в случае с открытой прокладкой дюкеров. За основу было принято проектное решение, предусматривающее реконструкцию ниток дюкера методом «труба в трубе» с применением полиэтиленовых труб марки ПЭ-80.
Пилотный участок протяженностью 535 м был реализован в 2004 г. на шестой нитке дюкера диаметром 1200 мм. Дюкер имеет достаточно сложный профиль с углами опуска и подъема до 20. После предварительных работ по прочистке дюкера специальными снарядами были проведены его калибровка и измерение фактических углов поворота, определяющих диаметр протаскиваемого трубопровода. По результатам полученных измерений было решено использовать полиэтиленовые трубы ПЭ-80 с наружным диаметром 1000 мм.
Для выполнения работ по протаскиванию плети пилотный полиэтиленовый трубопровод был установлен на роликовые опоры и перемещался тяговой лебедкой при помощи стального троса. После окончания строительных работ и запуска опытного участка в эксплуатацию было принято решение реконструировать данным методом всю систему дюкерных переходов Юго-Западных каналов (рис. 2). В настоящее время проведена реконструкция всех шестнадцати ниток дюкера системы каналов.
Гидравлические расчеты показали, что пропускная способность ниток дюкера при реновации снизилась на 30–35%. В составе комплексной реконструкции данного объекта было разработано проектное решение о строительстве под р. Москвой нового дюкерного перехода рабочим диаметром 3 м, который компенсирует дефицит пропускной способности. Строительство компенсационного дюкера осуществлялось по бестраншейной технологии – методом щитовой проходки тоннелепроходческим комплексом канадской фирмы «Lovat» (dщ = 4 м и протяженностью около 1,5 км с устройством железобетонной «рубашки»). Глубина заложения нового дюкера колеблется от 5 до 35 м, что обусловлено рельефом местности и гидрологическими условиями проходки щитового тоннеля под р. Москвой.
В настоящее время строительство компенсационного дюкерного перехода через р. Москву завершено, аналогов такого сооружения нет не только в России, но и в Европе. Для полного завершения работ по реконструкции данного объекта необходимо выполнить врезку компенсационного дюкера в подводящие каналы к Курьяновским очистным сооружениям и построить совместную камеру НКД-0.
Реализация этих мероприятий потребовала серьезных технических проработок. Сложность заключалась в том, что все транспортируемые стоки должны поступать на очистные сооружения, и при строительстве камеры НКД-0 невозможно снять гидравлическую нагрузку с подводящих каналов. Было принято решение о поэтапном строительстве этой камеры путем поочередного отключения существующих каналов на правом берегу р. Москвы. Сточные воды с отключаемого канала транспортируются на левый берег реки по вновь построенному компенсационному дюкеру, откуда их необходимо перекачать в приемную камеру Курьяновских очистных сооружений. В результате совместных разработок специалистов МГУП «Мосводоканал», ЗАО «К-Строитель», ООО «Метапласт-С», ООО «Институт «Каналстройпроект» было найдено новое техническое решение – организовать вакуумную перекачку сточных вод объемом более 1 млн. м3/сут, что составляет около 50% всего объема стока, поступающего на эти очистные сооружения (рис. 3).
Проведенные гидравлические расчеты показали, что максимальный расход по компенсационному дюкеру составит 1260 тыс. м3/сут. Для перекачки такого объема были смонтированы пять стальных байпасных трубопроводов 5D = 1400 мм, соединяющих компенсационный дюкер с приемной камерой Курьяновских очистных сооружений. Запуск системы в работу осуществляется с помощью специальной станции, оборудованной вакуумными насосами (рис. 4).
В результате комплексного расчета была получена зависимость производительности вакуумной установки от притока сточной жидкости и соответствующих колебаний уровня стоков в существующих камерах (рис. 5).
Данная система работает по принципу сообщающихся сосудов: вследствие равенства давлений жидкости на одной и той же высоте в сообщающихся сосудах любой формы свободные поверхности покоящейся однородной жидкости находятся на одном уровне. Транспортируемая по компенсационному дюкеру сточная жидкость имеет ламинарный режим движения. Попадая в камеру, поток становится турбулентным из-за особенностей ее конструкции, вследствие чего сточная жидкость, перекачиваемая по байпасным трубопроводам, сильно аэрируется. Избыточный воздух может привести к срыву вакуума и выключению всей системы. Для недопущения завоздушивания системы вакуумная установка оборудована вакуумными колоннами, размещенными в верхних точках байпасных трубопроводов (рис. 6).
В верхних частях колонн находятся воздушные пневматические трубопроводы, осуществляющие откачивание воздуха, ниже установлены датчики первого и второго уровней. Транспортируемый со сточной жидкостью воздух уменьшает разряжение, следовательно, столб воды, находящийся в вакуумной колонне, понижается. Для восстановления уровня жидкости по сигналу датчиков автоматически включается вакуумная станция. В свою очередь наличие вакуумных колонн исключает возможность попадания перекачиваемой сточной жидкости в вакуумную станцию. Вакуумные насосы в составе станции защищены системой сепарации при неоднократном колебании уровней жидкости, однако возможно их засорение, что может привести к отключению всей системы. Вакуумные колонны на каждом из трубопроводов позволяют заполнять их как в отдельности, так и все пять одновременно и соответственно поочередно отключать трубопроводы путем срыва вакуума.
Учитывая объемы перекачиваемой сточной жидкости, а также международный статус музея-заповедника «Коломенское», особое внимание было уделено резервированию и надежности вакуумной станции. Установка полностью автоматизирована и имеет систему оповещения с помощью GPS-связи о возможных нештатных ситуациях и о работе системы в целом. Энергоснабжение вакуумной установки осуществляется по первой категории надежности от двух независимых источников. Строительная площадка оборудована дизель-генераторной установкой мощностью 60 кВт. В случае полного отключения энергоснабжения станция может автономно работать в течение 4–5 часов, что достаточно для подключения дизель-генератора. За один месяц работы вакуумной установки эксплуатационные расходы на электроэнергию составили 350 кВт, что сопоставимо с ежемесячными затратами на электроэнергию нескольких московских семей.
Выводы
Применение вакуумной перекачки сточных вод позволит не только завершить строительство всего объекта в целом в кратчайшие сроки, но и осуществлять реновацию канализационных каналов и коллекторов, с которых невозможно снять гидравлические нагрузки и вывести их из работы на время проведения реконструкции.